История города - История города

 

Впервые юбилей Талдома, его трехсотлетние отмечались в 1977 года, а с 1988 года праздники Дни города стали ежегодными.

В ходе реализации Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации № 131, с 1 января 2006 года город Талдом преобразован в Муниципальное образование городское поселение Талдом. В его состав вошли г. Талдом, деревни: Карачуново, Ахтемнеево, Костино, Высочки и Дубровки.

Общая площадь поселения составляет 4 тысячи 617 гектаров, с населением около 13200 тысяч человек. Главой муниципального образования избран Григорий Степанович Мирошниченко.

В 2006 году у городского поселения Талдом появился и свой герб, в центре которого меч Архангела Михаила, покровителя Талдома. По бокам  изображены обувные молоточки, как символ башмачного производства, внизу журавль и это не случайно, так как на территории района находится заказник «Журавлиная Родина» - единственное место в центре Европейской России, где на осеннем перелете собираются стаи серых журавлей, относящихся к редким видам фауны и редчайшим птицам Подмосковья. Этот природный комплекс занесен в перспективный список водно-болотных угодий международного значения и в список ключевых орнитологических территорий мира. Здесь гнездятся белые куропатки, коршнепы, большие веретенники, глухари и тетерева. По старицам реки Дубны обитают бобры.


Талдомский край, его неповторимая природа с земляничными полянами и соловьиными рощами вдохновляли многих известных поэтов и писателей родившихся и побывавших на нашей земле

Здесь творили свои произведения – такие классики, как Салтыков- Щедрин, Сергей Клычков, родившиеся и жившие на Талдомской земле, Михаил Пришвин, Сергей Есенин, Василий Ажаев и ученый исследователь Михаил Корсаков.

 


Татьяна Хлебянкина,         член Союза писателей России г. Талдом
 
 «Город яблонь, сиреней, черемух…»
 
 Талдом
Тал-дом-дом… Русский дом…
         В названии старинного купеческого городка на севере Подмосковья слышен благовест стопудовых колоколов и журчание талых вод лесной речушки Талдомки, стремящейся к заветной Дубне, впадающей в красавицу Волгу. Слышен клич журавлиный гнездящихся в талдомских болотах семейных пар, ставящих ближе к осени на крыло неуклюжих смешных журавлят…
         Правда, некоторые ученые считают, что когда-то, до IX века, в этих верхневолжских местах обитало западно-финское племя «весь», и название «Талдом» производят от финских слов с корнем «тал»: «тало» - дом, «талоус» - хозяйство, «талоуден» - хозяйственное.
         Неплодородие этих земель пробуждало в пришедших сюда славянах деятельный, промышленный дух, занятие торговлей, строительством дорог, стремление к военным походам.
         Первое летописное упоминание о Талдомском крае 1134 года связано с протекающей здесь речкой Дубною и одноименным поселением. «И пожгоша Шешу и Дубну иповоеваша все Поволжие….».
Так в трудах и битвах возникло на этих землях сначала Владимиро- Суздальское, а затем и Тверское княжество под покровом древнейшей иконыземли Русской - Владимирской Божией Матери, которая упоминается в одном из первых произведений древнерусской литературы - «Слове о полку Игореве».
Подвергались талдомские земли и нашествию монголо-татар, о чем напоминает земляной вал вокруг находящегося неподалеку г. Дмитрова, и названия некоторых местностей в окрестностях Талдома («Татаркино поле» и др.), и существовавший в те времена населенный пункт, где жили ханские сборщики дани.
Поэтому, по другой версии, здесь будто бы жил какой-то татарский князь Талдуй; по его имени и селение названо Талдом. А в переводе с татарского «талдуй » означает «стой, стойбище, остановка».
Этой версии происхождения Талдома придерживался и наш земляк новокрестьянский писатель Сергей Клычков, поэтически изложив ее в своем романе «Сахарный немец» (cм. глава шестая «Отринутый лик. Город Чагодуй»): «Когда татарский хан Манамай уводил свое войско с Руси … напала на это Манамаево войско в том месте, где теперь стоит Чагодуй,…сначала болотная дремота, потом и слепота…».
Священник Лев Крылов в 1908 году предложил еще одну версию   происхождения названия Талдом: «местные жители старались произвести его от русских слов «там» и «дым»: проезжал будто бы в старину этой местностью архиерей, увидел дым и сказал: «Там дым», - от этих слов и пошло путем изменений настоящее название села «Талдом».
         Ряд авторов также придерживаются славянской версии, но предлагают свои варианты: «Тал-дом» - «вс - тал дом», «Талдом» - «с - тол дом»; «тай» (славянское «тайный») и «дом» - «Тайдом» - «Талдом».
Встречается и другое произношение, и написание названия: Та (л) до, «Талдон» - от «талдонить» - говорить бестолково, зря (версия автора этих строк).
Сколько лет Талдому?
До сих пор считалось, что Талдом, как деревня, впервые упоминается в Кашинской переписной книге в 1677-м году и принадлежала она тогда преосвященному Симеону, архиепископу Тверскому и Кашинскому. Всего в Талдоме было тогда 7 дворов и 38 душ мужского пола. Но не так давно в книге А.Х.Халикова «500 русских фамилий булгаро-татарского происхождения» (Казань, 1992 год) появились новые сведения: «Следует сказать, что на Руси и подчиненных ей землях в XV – XVI веках выделяются и другие города, отданные на кормление ордынцам и казанцам. К таким можно отнести и Звенигород, Талдом,   Яхрому, отданные в 1449 году Якубу и Касиму – сыновьям Улу –Мухаммеда, а в 1493 году будущему казанскому царю Абдул – Летифу….»
Если будет найден документ, подтверждающий эти сведения, то Талдому в будущем году можно праздновать 560 лет… 
 Древнее происхождение Талдома подтверждает и история его главного храма Архангела Михаила, в метрических книгах записанного как Михаило - Архангельская (или Архангела Михаила) церковь села Талдома Калязинского уезда Тверской Духовной консистории.
         В начале ХХ века местный священник Лев Крылов в книге «Материалы по истории церквей и монастырей г. Калязина и сел Калязинского уезда» (Калязин, 1908 год) высказал любопытное предположение о предыстории храма в г. Талдоме. Неподалеку от города, в старинной часовне у Растовец, стояли три иконы (одна из них – пророка Илии), которые, согласно рассказам старожилов, были перенесены из древнего храма Ильина погоста, существовавшего до Литовского разорения в начале XVII века. Причем Ильин погост находился всего в 2-х верстах к востоку от деревни Григорово, относящейся к Талдомскому приходу. Поэтому один их приделов храма в г. Талдоме назвали в честь святого пророка Илии и, наряду с Михайловым днем, Ильин день является престольным праздником талдомчан.
         Далее, священник Лев Крылов высказывает предположение о построении деревянного храма в Талдоме около 1680 года, т.к. известно, что храм сгорел в 1778 году, уже будучи ветхим, а по его сведениям, деревянная церковь обычно существует около 100 лет (хотя построенная в этом же году деревянная церковь Георгиевская в с. Веретьево, неподалеку от Талдома, стоит до сих пор, т.е. 230 лет!).
         В Тверском областном государственном архиве в материалах духовной консистории имеются документы, подтверждающие эту версию. Так, есть прошение крестьян селе Талдома 23 февраля 1749 года к архиепископу Тверскому и Кашинскому Митрофану о назначении им священником, вместо умершего в 1747 году Василия Федорова, Антипу Федорова, которого они характеризовали как «человека доброго и неподозрительного, грамоте и писать умеющего».
          В свою очередь, священник Антипа Федоров в прошении к епископу Гавриилу в августе 1765 года писал о том, что деревянная церковь в с. Талдоме «по построении многих лет пришла несколько с фундаменту в обветшание, для чего надлежит ныне онуя  вывеся потребное число венцов, вновь все подрубить». И далее он сообщает о том, что прихожане «желают, чтобы при этой церкви вновь с северной стороны пристроить придел во имя святого пророка Илии». В 1767 году, после ремонта, храм был освящен.
         После пожара 31 мая 1778 года к 30 сентября 1800 года было построено каменное здание церкви, а 7 января 1801 года состоялось освящение двух приделов храма: во имя пророка Илии и святителя Николая. Сам храм Архангела Михаила достраивался и украшался еще семь лет и был освящен в июне 1808 года (т.е. двести лет тому назад!).
         В июне 1820 года прихожане захотели «для вящего благолепия устроить… стенное писание», а в марте 1825 года вокруг церкви строится каменная ограда «а как при селе бывает еженедельная ярмарка, то в ограде поместить и торговые лавки в пользу церкви».
         В документах консистории есть сведения о том, что в 1861 году в селе Талдом имелось сельское приходское училище, в котором учились дети обоего пола.
         По метрическим книгам в 1872 году в Талдоме служили священник Федор Ушаков, дьячок Иван Судаков и пономарь Петр Воскресенский.
         В 1890-х годах идет реконструкция храма. В архивах музея г. Талдома сохранился эскизный проект реконструкции, сделанный архитектором А.П. Виноградовым в 1894 году. Там же имеются чертежи некоторых деталей храма 1895-1896 г.г., фрагменты уникального фаянсово-эмалевого иконостаса начала ХХ века, церковные одежды, иконы и богослужебные книги.
         После закрытия храма в начале 1930-х годов, в нем размещались различные организации, а в последнее время – обувная фабрика. В 1991 году храм был передан верующим, в нем возобновились богослужения.
         Накануне престольного праздника Михайлова дня 20 ноября 1998 года, перед установкой крестов над храмом, было видно знамение. На небе над горизонтом из лучей восходящего солнца был явлен восьмиконечный крест, который находился у храма.
          В настоящее время реконструкция храма продолжается, собираются средства на строительство колокольни.
 
 
   
Отправить в FacebookОтправить в Google BookmarksОтправить в StumbleuponОтправить в TechnoratiОтправить в TwitterОтправить в LinkedInОтправить в BobrdobrОтправить в LiveinternetОтправить в LivejournalОтправить в MoymirОтправить в OdnoklassnikiОтправить в VkcomОтправить в Yaru
   
© Администрация городского поселения Талдом