История города

Наш край затерялся где-то в углу России, среди лесов и болот и рек, где всегда было много птицы, зверя и рыбы. Талдомская сторона обитаема с весьма давних времен.

Так откуда же возникло это название – Талдом?

Большинство исследователей считает, что оно пришло от финских племен, которые проживали на этих землях до 9 века, и является производным от финских слов, имеющих корень «Тал»-дом и «Талоуден» - хозяйственный. Другая версия, некоторых исследователей такова: в 13-14 веках прошли здесь с огнем и мечом монголо-татары, и именно они основали Талдом. Ведь в переводе с татарского – «Талдуй», означает «стойбище», «остановка». И, наконец, существует множество славянских версий. Например, проезжал в старину нашей местностью архиерей, увидел дым и сказал: «Там дым» - якобы от этих слов и произошло название села «Талдом». на протяжении нескольких столетий не утихают споры вокруг происхождения названия «Талдом».

Первое упоминание о Талдоме, как о деревне в 7 дворов с 38 душами мужского населения, мы находим в Кашинской переписной книге 1677 года. Во времена царствования Федора Алексеевича.

В 1680 году в Талдоме строится деревянная церковь, и деревня становится селом. Талдом при своем возникновении уже имел важное отличие от соседних деревень; сюда сходились пять дорог, на место нынешней площади имени Карла Маркса, то есть на самое высокое место – крестьяне стали свозить для обмена, купли и продажи различные товары.

Важные перемены в жизни нашего края произошли в годы правления Екатерины 2. С 1776 года Талдом – центр, Талдомской волости. В 1795 году вместо сгоревшей деревянной, строится новая каменная церковь.

Талдом развивался благодаря торговли. Через него перевозили грузы с Волги – из городов Кашин, Калязин, Углич – в Москву и обратно. От постоя приезжих, жители Талдома извлекали доходы, в селе появились постоялые дворы, кабаки, чайные. С начала 19 века в Талдоме два раза в год стали проходить ярмарки. Но, несмотря на рост торговли, Талдом оставался небольшим селом: в 1829 году в нем насчитывалось 30 дворов, в 1835 году 41 двор. Лишь в 1859 году он состоял из 147 дворов. С жителями в 1045 человек.



После отмены крепостного права, в Талдоме и его окрестностях начинает бурно развиваться различные промыслы – скорняжный, валяльный, портновский и особенно обувной.

К началу 20-го столетия Талдом представлял собой центр обширного башмачного края, крупное торговое село с ярмарками, собиравшими скупщиков обуви со всей России.

Каждый 15-й житель Российской империи ходил в Талдомских башмаках. Начинается купеческо-торговая застройка села: в центре Талдома, встали каменные дома купцов – Машитиных, Смирновых, Киселевых, Харитоновых, Клычковых, Волковых, выросли торговые ряды.

Открываются: медпункты, аптека, земская больница, публичная библиотека, школа, проходит железная дорога.

С 1900  года в наш край начинает проникать революционный настрой, который вскоре изменил жизнь в Талдоме и его окрестностях.

В 1904 году по инициативе местного башмачника и одного из первых здешних революционеров, Ивана Ивановича Орлова в Талдоме была создана организация РСДРП.

Первыми ее членами стали: Михаил Петрович Седов, Александр Константинович Костерин, Дмитрий Николаевич Комолов, Екатерина Ивановна Петухова, Ксения Петровна Седова, Николай Моисеевич Собцов.

Начинается деятельность нашей Талдомской организации, развертывается борьба за утверждение власти Советов.

В марте 1918 года состоялся 1 съезд рабочих и крестьян Талдомской волости, на которой в Талдоме провозглашается Советская власть. Здесь же было принято решение о создании Талдомской милиции во главе с Седовым Михаилом Петровичем.


 

14 мая 1918 года кулаки организовали вооруженное восстание, жертвой, которой пал комиссар по продовольствию Николай Моисеевич Собцов.


Фамилии первых большевиков: Орлова, Седова, Собцова и по ныне носят Талдомские улицы.

Это наша память, наша дань.

7 ноября 1918 года волостной съезд советов отправляет в Московский совнарком документы на переименование города Талдома в город Ленинск. Но уже в 1929 году город вернул себе прежнее название.

В апреле 18-го года выходит первый номер газеты «Крестьянин и рабочий» - ныне газета «Заря». Начинает работать первая электростанция.

1 мая 1920 года открыт «Музей природы и жизни местного края» - сегодня это Талдомский Талдомский историко-литературный музей.

В 20-30 годы происходит кооперирование кустарей-одиночек в обувные, скорняжные и другие артели.

Весной 1925 года в Талдоме была проведена большая обувная ярмарка, в которой участвовали государственные, кооперативные, частные организации и 5 тысяч кустарей-одиночек.

Талдом восстановил связи с Поволжьем, Украиной, Донбассом, Туркестаном, Уралом, Кавказом, Сибирью и северными губерниями.

В 1929 году в составе новообразованной Московской областью был создан Талдомский район – один из самых больших в области.

Сразу после начала Великой Отечественной войны жизнь города перестроилась на военный лад. Талдом участвовал сначала как тыловой город. Около 14 тысяч  жителей района ушли на фронт, более 6 тысяч не вернулись с полей сражений

Талдомчане отважно сражались с немецко-фашистскими захватчиками под Москвой и Ленинградом, защищали Сталинград, Курск, Минск, освобождали Будапешт, Прагу, Берлин.

За мужество и героизм семь жителей Талдомского района удостоены звания Героя Советского Союза.

Один – полный кавалер орденов Славы. Более 8 тысяч Талдомчан получили ордена и медали.

На Талдомской земле находится 5 братских и 2 одиночных могилы, в которых захоронены наши воины. В городе, в микрорайоне «Юбилейный» воздвигнут монумент павшим героям-землякам, рядом с ним разбит парк «Победы».

Своеобразен и неповторим наш Талдом. Архитектурный  облик его исследователи называют «оплотом деревянной застройки». В старой части – деревянные дома с резными наличниками, с коньками на крышках, а с 60-х годов строится многоэтажный микрорайон «Юбилейный». Появляется кинотеатр «Родина».

Талдом с каждым годом молодеет и становится все краше, современнее.

Реконструируются улицы и здания. На действующих промышленных предприятиях налажен выпуск новых видов продукции. Растет число частных предприятий, акционерных обществ, открываются новые сети бытового обслуживания, торговли.


На территории Талдома находятся: центральная больница, 2 поликлиники, Сбербанк, Банк Возрождения, 3 дошкольных учреждения, 3 общеобразовательные школы, вечерняя школа, Лицей искусств. В 2004 году открыто Училище декоративно-прикладного искусства и народных промыслов, филиал Сергиево-Посадского гуманитарного института. Также в черте Талдома расположен стадион «Урожай» с Физкультурно-оздоровительным комплексом «Атлант», открытие которого состоялось 2 февраля 2007 года и парк отдыха. В центре города разместились обновленные здания Администрации, Районного узла связи, Музея, районной библиотеки, Районного дома культуры. На центральной площади сияет своими куполами Храм Архангела Михаила.


 

Впервые юбилей Талдома, его трехсотлетние отмечались в 1977 года, а с 1988 года праздники Дни города стали ежегодными.

В ходе реализации Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации № 131, с 1 января 2006 года город Талдом преобразован в Муниципальное образование городское поселение Талдом. В его состав вошли г. Талдом, деревни: Карачуново, Ахтемнеево, Костино, Высочки и Дубровки.

Общая площадь поселения составляет 4 тысячи 617 гектаров, с населением около 13200 тысяч человек. Главой муниципального образования избран Григорий Степанович Мирошниченко.

В 2006 году у городского поселения Талдом появился и свой герб, в центре которого меч Архангела Михаила, покровителя Талдома. По бокам  изображены обувные молоточки, как символ башмачного производства, внизу журавль и это не случайно, так как на территории района находится заказник «Журавлиная Родина» - единственное место в центре Европейской России, где на осеннем перелете собираются стаи серых журавлей, относящихся к редким видам фауны и редчайшим птицам Подмосковья. Этот природный комплекс занесен в перспективный список водно-болотных угодий международного значения и в список ключевых орнитологических территорий мира. Здесь гнездятся белые куропатки, коршнепы, большие веретенники, глухари и тетерева. По старицам реки Дубны обитают бобры.


Талдомский край, его неповторимая природа с земляничными полянами и соловьиными рощами вдохновляли многих известных поэтов и писателей родившихся и побывавших на нашей земле

Здесь творили свои произведения – такие классики, как Салтыков- Щедрин, Сергей Клычков, родившиеся и жившие на Талдомской земле, Михаил Пришвин, Сергей Есенин, Василий Ажаев и ученый исследователь Михаил Корсаков.

 


Татьяна Хлебянкина,         член Союза писателей России г. Талдом
 
 «Город яблонь, сиреней, черемух…»
 
 Талдом
Тал-дом-дом… Русский дом…
         В названии старинного купеческого городка на севере Подмосковья слышен благовест стопудовых колоколов и журчание талых вод лесной речушки Талдомки, стремящейся к заветной Дубне, впадающей в красавицу Волгу. Слышен клич журавлиный гнездящихся в талдомских болотах семейных пар, ставящих ближе к осени на крыло неуклюжих смешных журавлят…
         Правда, некоторые ученые считают, что когда-то, до IX века, в этих верхневолжских местах обитало западно-финское племя «весь», и название «Талдом» производят от финских слов с корнем «тал»: «тало» - дом, «талоус» - хозяйство, «талоуден» - хозяйственное.
         Неплодородие этих земель пробуждало в пришедших сюда славянах деятельный, промышленный дух, занятие торговлей, строительством дорог, стремление к военным походам.
         Первое летописное упоминание о Талдомском крае 1134 года связано с протекающей здесь речкой Дубною и одноименным поселением. «И пожгоша Шешу и Дубну иповоеваша все Поволжие….».
Так в трудах и битвах возникло на этих землях сначала Владимиро- Суздальское, а затем и Тверское княжество под покровом древнейшей иконыземли Русской - Владимирской Божией Матери, которая упоминается в одном из первых произведений древнерусской литературы - «Слове о полку Игореве».
Подвергались талдомские земли и нашествию монголо-татар, о чем напоминает земляной вал вокруг находящегося неподалеку г. Дмитрова, и названия некоторых местностей в окрестностях Талдома («Татаркино поле» и др.), и существовавший в те времена населенный пункт, где жили ханские сборщики дани.
Поэтому, по другой версии, здесь будто бы жил какой-то татарский князь Талдуй; по его имени и селение названо Талдом. А в переводе с татарского «талдуй » означает «стой, стойбище, остановка».
Этой версии происхождения Талдома придерживался и наш земляк новокрестьянский писатель Сергей Клычков, поэтически изложив ее в своем романе «Сахарный немец» (cм. глава шестая «Отринутый лик. Город Чагодуй»): «Когда татарский хан Манамай уводил свое войско с Руси … напала на это Манамаево войско в том месте, где теперь стоит Чагодуй,…сначала болотная дремота, потом и слепота…».
Священник Лев Крылов в 1908 году предложил еще одну версию   происхождения названия Талдом: «местные жители старались произвести его от русских слов «там» и «дым»: проезжал будто бы в старину этой местностью архиерей, увидел дым и сказал: «Там дым», - от этих слов и пошло путем изменений настоящее название села «Талдом».
         Ряд авторов также придерживаются славянской версии, но предлагают свои варианты: «Тал-дом» - «вс - тал дом», «Талдом» - «с - тол дом»; «тай» (славянское «тайный») и «дом» - «Тайдом» - «Талдом».
Встречается и другое произношение, и написание названия: Та (л) до, «Талдон» - от «талдонить» - говорить бестолково, зря (версия автора этих строк).
Сколько лет Талдому?
До сих пор считалось, что Талдом, как деревня, впервые упоминается в Кашинской переписной книге в 1677-м году и принадлежала она тогда преосвященному Симеону, архиепископу Тверскому и Кашинскому. Всего в Талдоме было тогда 7 дворов и 38 душ мужского пола. Но не так давно в книге А.Х.Халикова «500 русских фамилий булгаро-татарского происхождения» (Казань, 1992 год) появились новые сведения: «Следует сказать, что на Руси и подчиненных ей землях в XV – XVI веках выделяются и другие города, отданные на кормление ордынцам и казанцам. К таким можно отнести и Звенигород, Талдом,   Яхрому, отданные в 1449 году Якубу и Касиму – сыновьям Улу –Мухаммеда, а в 1493 году будущему казанскому царю Абдул – Летифу….»
Если будет найден документ, подтверждающий эти сведения, то Талдому в будущем году можно праздновать 560 лет… 
 Древнее происхождение Талдома подтверждает и история его главного храма Архангела Михаила, в метрических книгах записанного как Михаило - Архангельская (или Архангела Михаила) церковь села Талдома Калязинского уезда Тверской Духовной консистории.
         В начале ХХ века местный священник Лев Крылов в книге «Материалы по истории церквей и монастырей г. Калязина и сел Калязинского уезда» (Калязин, 1908 год) высказал любопытное предположение о предыстории храма в г. Талдоме. Неподалеку от города, в старинной часовне у Растовец, стояли три иконы (одна из них – пророка Илии), которые, согласно рассказам старожилов, были перенесены из древнего храма Ильина погоста, существовавшего до Литовского разорения в начале XVII века. Причем Ильин погост находился всего в 2-х верстах к востоку от деревни Григорово, относящейся к Талдомскому приходу. Поэтому один их приделов храма в г. Талдоме назвали в честь святого пророка Илии и, наряду с Михайловым днем, Ильин день является престольным праздником талдомчан.
         Далее, священник Лев Крылов высказывает предположение о построении деревянного храма в Талдоме около 1680 года, т.к. известно, что храм сгорел в 1778 году, уже будучи ветхим, а по его сведениям, деревянная церковь обычно существует около 100 лет (хотя построенная в этом же году деревянная церковь Георгиевская в с. Веретьево, неподалеку от Талдома, стоит до сих пор, т.е. 230 лет!).
         В Тверском областном государственном архиве в материалах духовной консистории имеются документы, подтверждающие эту версию. Так, есть прошение крестьян селе Талдома 23 февраля 1749 года к архиепископу Тверскому и Кашинскому Митрофану о назначении им священником, вместо умершего в 1747 году Василия Федорова, Антипу Федорова, которого они характеризовали как «человека доброго и неподозрительного, грамоте и писать умеющего».
          В свою очередь, священник Антипа Федоров в прошении к епископу Гавриилу в августе 1765 года писал о том, что деревянная церковь в с. Талдоме «по построении многих лет пришла несколько с фундаменту в обветшание, для чего надлежит ныне онуя  вывеся потребное число венцов, вновь все подрубить». И далее он сообщает о том, что прихожане «желают, чтобы при этой церкви вновь с северной стороны пристроить придел во имя святого пророка Илии». В 1767 году, после ремонта, храм был освящен.
         После пожара 31 мая 1778 года к 30 сентября 1800 года было построено каменное здание церкви, а 7 января 1801 года состоялось освящение двух приделов храма: во имя пророка Илии и святителя Николая. Сам храм Архангела Михаила достраивался и украшался еще семь лет и был освящен в июне 1808 года (т.е. двести лет тому назад!).
         В июне 1820 года прихожане захотели «для вящего благолепия устроить… стенное писание», а в марте 1825 года вокруг церкви строится каменная ограда «а как при селе бывает еженедельная ярмарка, то в ограде поместить и торговые лавки в пользу церкви».
         В документах консистории есть сведения о том, что в 1861 году в селе Талдом имелось сельское приходское училище, в котором учились дети обоего пола.
         По метрическим книгам в 1872 году в Талдоме служили священник Федор Ушаков, дьячок Иван Судаков и пономарь Петр Воскресенский.
         В 1890-х годах идет реконструкция храма. В архивах музея г. Талдома сохранился эскизный проект реконструкции, сделанный архитектором А.П. Виноградовым в 1894 году. Там же имеются чертежи некоторых деталей храма 1895-1896 г.г., фрагменты уникального фаянсово-эмалевого иконостаса начала ХХ века, церковные одежды, иконы и богослужебные книги.
         После закрытия храма в начале 1930-х годов, в нем размещались различные организации, а в последнее время – обувная фабрика. В 1991 году храм был передан верующим, в нем возобновились богослужения.
         Накануне престольного праздника Михайлова дня 20 ноября 1998 года, перед установкой крестов над храмом, было видно знамение. На небе над горизонтом из лучей восходящего солнца был явлен восьмиконечный крест, который находился у храма.
          В настоящее время реконструкция храма продолжается, собираются средства на строительство колокольни.
 
 
 
Когда же Талдом стал городом?
 
         Вскоре после годовщины революции, в газете «Крестьянин и рабочий» № 28 от 13 ноября 1918 года, (начавшей выходить в свет в г. Талдоме в конце апреля или начале мая 1918 года) была опубликована принятая депутатами резолюция 4-ого волостного съезда депутатов:
« 4. Талдомский Волостной съезд крестьянских и рабочих депутатов на заседании своем от 6 ноября с.г. [1918]   по вопросу о выделении Талдома и его района в самостоятельную уездную единицу постановил, принимая во внимание: 1) географическое условие местности, 2) однородность производства, 3) тяготение к центру в связи с дальностью расстояния уездного города и 4) фактически исполняемые большинством Отделов Совдепа работы в районном или уездном масштабе постановил: ходатайствовать перед центральным органом Советской власти о выделении Талдомского района в самостоятельную уездную единицу».
         На следующий день, 7 ноября, в 11 часов начался митинг, посвященный годовщине Великой Октябрьской социалистической революции. После торжественных речей в Москву была отправлена телеграмма «вождям революции» с поздравлениями.
         В заключение председатель собрания В.Н.Яковлев предложил переименовать село Талдом в город Ленинск. Предложение было принято. «Таким образом, древнее, седое название «Талдом», существовавшее более 600 лет, со времени татарского нашествия, перестало существовать 7 ноября 1918 года в 11 часов 35 минут утра» - писала та же газета «Крестьянин и рабочий» (№ 28).
Переименование села утвердил НКВД (Народный комиссариат внутренних дел), его распоряжением от 15.11.1918 г. село Талдом переименовано в город Ленинск.
         В 1921 году это переименование было официально подтверждено и постановлением ВЦИК от 15 августа, образован новый, Ленинский уезд с центром в г. Ленинске (с передачей его в Московскую губернию).
         К 1929 году в Московской губернии оказалось два Ленинских уезда (другой – где Ленинские Горки) и было признано необходимым вернуть Талдому его исконное название. Но талдомчане на этом не успокоились и постановлением ВЦИК от 30 октября 1930 года город переименовали в Собцовск (по имени комиссара продовольствия Н.М.Собцова, убитого в Талдоме во время кулацкого мятежа в мае 1918 года). Хорошо, что вскоре президиум   ВЦИК опять вернул городу его древнее название – в декабре 1930года.



 

Чем же занимались талдомчане?
 
         В пятитомном «Географическо-статическом словаре Российской империи» (Санкт-Петербург, 1863-1865 г.г.), который составлен при участии известного ученого, путешественника и статистика П.П. Семенова-Тянь-Шанского, имеется ряд сведений, относящихся к г. Талдому и Талдомскому району.
         «Талдом, село Тверской губернии, Калязинского уезда, в 66 верстах от уездного города, число жителей – 1134 души обоего пола, 172 двора, ярмарки 20 июля и 8 ноября, на которые в 1867 году привезено товаров на 105 тысяч рублей, продано на 94 тысячи рублей. Еженедельно базары по воскресеньям, на которые в год привозится на 140 тысяч рублей, продается на 105 тысяч рублей.» (Том 5).
         После отмены крепостного права талдомчане (хотя они и были в основном «казенными» крестьянами) получили больше возможностей для занятий различными кустарными промыслами, в первую очередь обувным, скорняжным, валяльным (недаром одна из улиц г. Талдома до сих пор так и называется: «Кустарная», т.к. работали вместе, целым «кустом», обычно всей семьей). По одной из легенд об основании Талдома, будто бы в первой четверти XVII века царь Михаил Романов приказал расселить кимрских башмачников по окрестностям – сорок верст от слободы во все стороны, а Талдом как раз находится неподалеку от Кимр.
         К началу XX столетия Талдом стал центром башмачного края, где на ярмарках собирались торговцы и скупщики обуви со всей Российской империи. Этому способствовали и военные заказы, и Савеловская железная дорога, прошедшая через Талдом в 1901 году.
         В центре города появились красивые каменные особняки, построенные зажиточными крестьянами, а фактически купцами Машатиными, Д.И.Волковым, Смирновыми, Харитоновыми, Воронцовым, Н.Ф.Киселевым, Клычковыми и другими.
         Автографы некоторых из них сохранились на любопытнейшем документе 1908 года – письме крестьян Талдомской волости с благодарностью к дню рождения писателю Л.Н.Толстому: «… Заслуги Ваши оценены всеми образованными людьми. Как много добрых чувств и высоких мыслей можно почерпнуть из Ваших книг известно и нам… В Ваших рассказах про нашего брата заключено высокое, спасательное поучение и оно доступно как взрослому, так и ребенку, оно понятно как ученому, так и неученому уму. Дай Бог, чтобы добрые семена, Вами рассеиваемые, приносили сторицей и добрые плоды в сердцах людей!..»
         Еще в одном любопытном документе местные крестьяне (купцы) в июне 1916 года представлены к Архипастырскому благословению с грамотой за пожертвование в церковь с. Талдома (Харитоновы, Н.Ф.Киселев, И.К.Смирнов, К.С.Куницын), а С.С.Смирнов – получил благословение иконой Всемилостивого Спаса при грамоте священного Синода.
         Прообразом одного из героев романа-сказки М.Пришвина «Осударева дорога» стал еще один наш земляк - талдомчанин торговец кожевенными товарами и купец Дмитрий Иванович Волков. Вот как писатель описывает его внешность «пожилой человек с лицом смуглым, иссеченным морщинами.… У него было лицо, как оно представляется, когда говорят «Минин и Пожарский»: если так посмотреть на него – будет торговец Минин, а с другой стороны… – князь Пожарский, и все это вместе один и тот же русский человек».
         Многие находили, что внешностью Волков очень походил на известного физиолога И.Павлова.
         Из всех талдомских купцов он один оставил нам дневниковые записи, отражающие дореволюционную жизнь г. Талдома и России (опубликованы в журнале «Октябрь» № 2, 2001 в сокращении).    
         Писательскую стезю отца продолжила дочь купца Мария Дмитриевна Россова (1906 - 2000), оставившая нам свои воспоминания и стихи в сборниках «Мгновения, столетия, вечность» и «Маленькие новеллы о любви».
         Башмачный Талдом 1905-1917 г.г. описали в своих очерках – воспоминаниях брат поэта С.А.Клычкова    Алексей Сечинский и поэт-самородок И.С.Романов. Тут рассказы и о детском труде «на липке» и о престольных праздниках (Ильине дне), проводы в армию…
«Истории цивилизации села Талдом» посвятил свою книгу «Башмаки», написанную как исследование башмачного промысла, известный писатель - природолюб Михаил Михайлович Пришвин, который жил в окрестностях г. Талдома в 1922-1925 г.г. «Был в Талдоме (гор. Ленинск), снял там у Клычкова (отца поэта С. Клычкова) квартиру… на два с половиной года» (запись в дневнике Пришвина от 21 сентября 1922 г.).
         В книге «Башмаки» М.Пришвин приводит стихотворение нашего земляка журналиста и поэта-самородка Ивана Сергеевича Романова
«Грязный мусорный верстак
 Прилепился у оконца.
 Я на липке шью башмак,
 За окном играет солнце.
 За окном весенний запах
 Так и дразнит, так и манит,
 Мнет хозяин кожу в лапах,
 Осердясь, зубами тянет...»
 
         В свою очередь И.С.Романов в заметках «Мои встречи с М.М.Пришвиным» вспоминает «Талдом в то время был оживленным местом сбыта готовой обуви… В базарные дни Михаил Михайлович любил побродить, потолкаться в людской гуще… ходил он обыкновенно с фотоаппаратом «Лейка», делая снимки наиболее характерных базарных сцен. В его кармане всегда лежала записная книжечка»
 
 
 
 
 Талдом – город музеев
 
Богатая история края, неравнодушие местных властей и отдельных энтузиастов позволяют открывать всё новые музеи как государственные, так и общественные: школьные, православные, музеи предприятий, экологические, частные. Всего в районе насчитывается более двадцати музеев, из них шесть – в Талдоме (на 13 тысяч населения) и ещё три рядом с Талдомом, на территории городского поселения Талдом (в деревне Дубровки – Дом-музей С.А. Клычкова, Музей Журавля и частный военный музей).
Пожалуй, последний факт достоин занесения в Книгу рекордов Гиннеса – по количеству музеев на душу населения.
А началось всё со школьной краеведческой выставки в Талдоме, на базе которой 1 мая 1920 года состоялось торжественное открытие «Музея природы и жизни местного края». В организации музея наряду с учителями Е.В.Сосенковой, Н.С. Садовниковой деятельное участие принимали руководители уезда М.П.Седов, И.Г.Зябликов, Б.А.Двинский, А.К.Костерин и другие. Музей находился в ведении «Союза работников просвещения и социалистической культуры» и был открыт для посетителей только по воскресеньям. Располагался он тогда (и ныне) в красивом двухэтажном кирпичном особняке, облицованном зелёной плиткой, построенном в стиле модерн – до революции принадлежавшем торговцу Д.И.Волкову.
«И верно, чего только не собрано в нём с нашей округи… -- всё есть, что касательно уезда!... Так и называется: Музей местного края.
Будешь в Чагоде, зайди непременно, всякая диковина и пустяковина, а главное – медведь налицо!» -- такую рекламу талдомскому музею сделал на страницах своего романа «Чертухинский балакирь» в 1926-м году поэт и прозаик Сергей Клычков.
Сегодня муниципальное учреждение «Талдомский районный  историко-литературный музей» имеет два филиала на родине писателей: музей М.Е.Салтыкова-Щедрина в селе Спас-Угол и Дом-музей С.А.Клычкова в деревне Дубровки. В его фондах – более пятнадцати тысяч экспонатов, уникальные коллекции фарфора, обуви, писателей края М.Е.Салтыкова-Щедрина, С.А.Клычкова, В.Н.Ажаева, Л.Н.Зилова, П.В.Слётова, И.С.Романова, В.А.Щербаковой, орнаментов ткани и головных уборов конца XIX -- начала XX вв., коллекция нумизматики, археологическая коллекция.
Разработана и успешно внедряется программа «Музей – школе». Наибольшей популярностью пользуются театрализованные краеведческие уроки: «Девичья светёлка», «Бабушка Авдотья приглашает», «Сказки Салтыкова-Щедрина», «Господа Головлёвы», «С.А.Клычков – певец родного края», «Чай Дубровский не простой…» и др.
Стали традиционными литературные праздники, вечера, посвящённые писателям края, краеведческие чтения «Башмачная сторона», Журавлиные фестивали, районный фестиваль авторской песни и поэзии «Серебряный журавль», проходящий на поляне у памятника С.Клычкову в центре Талдома. Гостями и участниками фестиваля были знаменитые барды и поэты, литераторы Е.Евтушенко, Ст.Лесневский, А.Ананичев, Л.Звонарёва, А.Живолут, О.Чвиков (радио России), члены Фонда памяти нашего земляка барда А.И.Чугунова (В.Дроздов, А.Ходукин, М.Попов, А.Прохоров, С.Помадчин, И.Кокарев и другие).
Неподалёку от районного музея при храме Архангела Михаила располагается православный церковный музей, рассказывающий о духовной истории Талдомского края, его святых покровителях и подвижниках.
В городском микрорайоне «Юбилейный» два музея, созданных при активном участии педагогов и школьников: боевой славы штаба «Факел» при социально-реабилитационном центре «Журавлик» (бессменный руководитель Т.Ковшова) и истории г. Талдома и школы №3 (открытый по инициативе Л.С.Жуковой).
Третий школьный музей – на улице Орлова, рядом с вокзалом, в школе №1 – посвящён экологии края. Неподалёку от него – музей предприятия «Автодор», открытый к его 50-летнему  юбилею.
История музеев продолжается…
Немногие из музеев могут покорить космические высоты. А вот труд сотрудников районного музея побывал в космосе. Наш земляк Герой России Юрий Батурин взял с собой в полёт частичку земли талдомской – буклет «Так и называется: Музей местного края…», выпущенный к 80-летию Талдомского историко-литературного музея в 2000 г. Дед космонавта Н.Градов был известным педагогом в Талдоме и районе, а дядя космонавта Ю.Градов подарил музею свои труды – десятитомные «Воспоминания» и книгу «Шёлковый путь, или Три моих Китая».
 
Талдомчане и кино, и театр…
В 1916 году в Талдоме появился первый синематограф. На талдомской земле в кинотеатре «Родина» состоялись премьеры фильмов, снятых по произведениям писателя-земляка М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пошехонская старина» -- в июле 1976 года (режиссёры Николай Бурляев, Наталья Бондарчук, Игорь Хуциев) и «Оно» (режиссёр Сергей Овчаров, 1989 год), а также «По данным уголовного розыска (киностудия им. А.М.Горького, 1979 г.).
Многие сцены этого фильма снимались в самом Талдоме, где сохранился нетронутым центр купеческой застройки и старинные дома, а в массовке участвовали местные жители. С тех пор Талдом полюбился киношникам и некоторые сюжеты знаменитых телесериалов, таких как «Бригада», «Громовы» (концерн «Мосфильм) снимались на местной натуре.
В «Бригаде» можно увидеть талдомский железнодорожный вокзал, административное здание центральной районной больницы. А вот съёмочной площадкой для «Громовых» осенью 2004 года стали павильон бывшего магазина «Овощи, мясо, рыба» на ул. Салтыкова-Щедрина и средняя школа №1.
По мотивам романа С.Клычкова «Сахарный немец» на Свердловской киностудии снят художественный фильм «Двинский чай» (режиссёр-постановщик Сергей Князев, оператор Антон Антонов, кинокомпания «Ветви Лозы», 1992 год). До сих пор идут на экранах любимые фильмы советского кинематографа 1940-х, 1950-х годов: «Свинарка и пастух», «Далеко от Москвы» (оба киностудии «Мосфильм»).
В съёмках фильма «Свинарка и пастух» вместе с актрисой М.Ладыниной участвовала свинарка совхоза «Талдом» А.Н.Лазикова, ставшая затем лауреатом Государственной премии СССР. Её коллега В.С.Брызгалова также свои высокие достижения в работе была удостоена звания Героя Социалистического Труда.
Фильм «Далеко от Москвы» снят по роману писателя Василия Ажаева (1915-1968), лауреата Сталинской премии, уроженца деревни Сотское Талдомского района. В главных ролях снимались С.Столяров, П.Кадочников, М.Бернес.  В 60-е годы творчеством Ажаева заинтересовались талдомские школьники и отправили письмо писателю с приглашением побывать на родине. Вскоре пришёл ответ, но встреча не состоялась…
Отметились в Талдоме и кинодокументалисты.  Здесь снимались сюжеты, связанные с творчеством писателей М.М.Пришвина, С.А.Клычкова, башмачным промыслом и историей Талдомского края в фильмах: «Помните, у Пришвина» (1989), «Башмачная сторона» (1993) – оба – «Центрнаучфильм», режиссёр В.Берман; «Одной душе даны, как птице, крылья» (о С.Клычкове), «Невелик городок» (телестудия г.Дубны, 1998 г.), сюжеты для телепередач «Русского дома», телеканала «Московия» (режиссёр А.А.Бобров).
Были в Талдоме и памятные встречи со знаменитыми артистами Михаилом Пуговкиным, Леонидом Куравлёвым, Александром Збруевым, Николаем Бурляевым, Инной Макаровой, Натальей Бондарчук, Юрием Назаровым и другими. В 1982-м году состоялась премьера фильма «Мать Мария» («Мосфильм») – о поэтессе Е.Ю.Кузьминой-Караваевой с участием Людмилы Касаткиной и писательницы Елены Николаевны Микулиной.
Неоднократно предпринимались в Талдоме попытки создания собственного театра, или хотя бы театрального кружка, постановки различных пьес. Так, в 1920-х годах совместно с драматическим и просветительным кружками музей осуществляет постановки пьесы М.Горького «На дне» и другие пьесы, а в 1988 г. сотрудниками музея подготовлен агитспектакль «Всё о человечестве» по произведениям М.Е.Салтыкова-Щедрина. В 50-е годы театральным кружком при районном Доме культуры долгое время руководил П.П. Гук. Коллектив боролся за звание народного театра, выезжал с гастролями. Ставили в основном классику («Лес» А.Н. Островского и др.)
В середине 1980-х годов работала молодёжная театральная студия при районной больнице, наряду с тремя новогодними сказками собственного сочинения подарившая зрителям постановку А.Вампилова «20 минут с ангелом».
Но истинным театральным долгожителем стал школьный театр « Азъ-Арт» при Талдомского школе №3 (руководитель Г.Л. Куликова) через год отмечающий своё 20-летие. В его репертуаре – в основном классика: Пушкин, Гоголь, Островский, Чехов, Сологуб, но есть и современные авторы. Театр – лауреат и дипломант областных конкурсов, в том числе «Юные таланты Московии».
Работала театральная студия и при лицее «Школа искусств», а сейчас – при районном Доме культуры. Её руководитель Галина Куренёва давно мечтает о создании театра в Талдоме.