Для чего нужна жидкость тормозная: Тормозная жидкость — что это? Зачем она нужна?


0
Categories : Разное

Содержание

Тормозная жидкость — что это? Зачем она нужна?

К тормозным жидкостям предъявляют самые жёсткие требования, потому что главным условием скоростной и безопасной езды является надёжность тормозов.

Тормозная жидкость — что это? Зачем она нужна?

Когда происходит нажатие педали тормоза, тормозная жидкость внутри трубопроводов давит на рабочие тормозные цилиндры, которые в свою очередь силой трения притормаживают автомобиль. При торможении выделяется тепло. Если тормозная жидкость нагреется выше допустимого предела, она может закипеть, вследствие чего произойдёт образование паровых пробок. Педаль тормоза «провалится», потому что жидкость станет сжимаемой и тормозная система будет не эффективной.

Тормозные жидкости классифицируют по вязкости и температуре кипения, соответствующим нормам DOT – Department of Transportation (Министерство Транспорта, США). Подразделяют на температуру кипения для «сухой» жидкости (без воды) и «влажной» (содержание воды 3,5%). Определение вязкости производят при  температуре плюс сто градусов и минус сорок градусов по Цельсию. Показатели должны соответствовать американскому федеральному стандарту по автомобильной безопасности FMVSS № 116. Международные и национальные стандарты  ISO 4925, SAE J 1703 — содержат подобные требования. В Российской Федерации отечественные предприятия по производству тормозных жидкостей работают по разным техническим условиям, потому что нет единого стандарта.

    DOT 3 – для барабанных и дисковых передних тормозов тихоходных автомобилей;
    DOT 4 – для дисковых тормозов на обоих осях быстроходных автомобилей;
    DOT 5.1 – для высоконагруженных тормозов спортивных автомобилей.
    На обычных автомобилях тормозные жидкости класса DOT 5 не применяют.

Требования к эксплуатации

Тормозные жидкости должны отвечать требованиям по величине вязкости, температуре кипения, отсутствию негативного воздействия на резинотехнические изделия, защите от коррозии металлов, смазыванию трущихся пар и стабильности при разбеге температурного режима.

Резиновые сальники и манжеты установлены в тормозных гидроприводах. Если при воздействии тормозной жидкости резина в объёме увеличивается, то герметичность соединения повышается. Десяти процентное расширение позволительно для импортных материалов. Резинотехнические изделия при эксплуатации не должны терять прочность и эластичность, уменьшаться в размере или разбухать.

Детали гидропривода тормозов сделаны из металлов разной плотности. Они соединены между собой, в результате чего происходит электрохимическая коррозия. Чтобы она не происходила, в тормозную жидкость вводят ингибиторы, которые защищают медные, латунные, алюминиевые и стальные детали.

То, как тормозная жидкость будет смазывать рабочие поверхности цилиндров, поршней и резинотехнических изделий, это будет напрямую влиять на их износ.

При температуре от минус сорока до плюс ста градусов Цельсия тормозная жидкость должна сохранять свои свойства, не допускать образования отложений, не способствовать расслоению и окислению.

Тормозные жидкости: их виды и совместимость

Состав тормозных жидкостей: 93-98% — основа, 7-2% — красители, присадки и добавки. Они бывают силиконовыми, гликолевыми и минеральными.

Минеральные тормозные жидкости – это есть смесь спирта и касторового масла в пропорции 1:1. Типичный пример — тормозная жидкость «БСК» красно-оранжевого цвета. Они безвредны для лакокрасочных покрытий, негигроскопичны и имеют отличные защитные и смазывающие свойства. Но они имеют низкую температуру кипения, вязкость появляется при минус двадцати градусах по Цельсию, их не применяют на автомобилях с дисковыми тормозами и соответственно они не проходят по показателям международных стандартов. Их запрещено смешивать с гликолевыми тормозными жидкостями, потому что начинает густеть касторовое масло, а резинотехнические изделия набухать.

Гликолевые тормозные жидкости сделаны на основе полигликолей и их эфиров. Они имеют удовлетворительные смазывающие свойства, хорошую вязкость и высокую температуру кипения. Основной их недостаток – это гигроскопичность, то есть они впитывают воду из атмосферы через технологическое отверстие бачка главного цилиндра тормозов. Чем больше в ней растворилось воды, тем заметнее коррозия металлов, смазываемость деталей уменьшается, увеличивается вязкость и понижается температура кипения. Импортные гликолевые тормозные жидкости DOT 3, DOT 4, DOT 5.1 совместимы с отечественными, но при смешивании у них ухудшаются основные свойства.

На автомобилях выпуска до 1991 года резинотехнические изделия могут быть не совместимы с гликолевыми тормозными жидкостями. В них применяются минеральные тормозные жидкости или меняются все резинотехнические изделия.

На основе кремнийорганических полимерных продуктов выполнены силиконовые тормозные жидкости. Они не впитывают воду, работают при температурах от минус ста до плюс трёхсот пятидесяти градусов Цельсия, не вступают в реакцию со многими материалами, а их вязкость не зависит от температуры. У них только один недостаток – это слабые смазывающие свойства. Эти тормозные жидкости не совместимы с минеральными и гликолевыми жидкостями.

Различайте силиконовые жидкости DOT 5 и полигликолевые DOT 5.1. На этикетке имеются маркировки:
DOT 5 – SBBF («silicon based brake fluids» -силиконовая тормозная жидкость).
DOT 5.1 – NSBBF («non silicon based brake fluids» — не силиконовая тормозная жидкость).

Проверка и замена

На современных автомобилях в основном применяют гликолевые тормозные жидкости. За один год эксплуатации они поглощают из атмосферы до трёх процентов влаги и периодически их необходимо менять. Периодичность замены от одного года до трёх лет. Только в лабораторных условиях можно проверить свойства тормозной жидкости. В быту это можно сделать только визуально. В ней не должно быть осадка, а сама она – однородная и прозрачная. Степень увлажнения и температуру кипения можно проверить специальными приборами. Но так как тормозная жидкость не перемещается по тормозным трубопроводам, то её свойства в тормозном бачке могут существенно отличаться от свойств в тормозных цилиндрах. В бачке она впитывает воду, в механизмах – нет, но там она часто подвержена нагреву.

Долив новой тормозной жидкости во время прокачивания тормозной системы не может выправить ситуацию, потому что меняется лишь её часть.

Тормозную жидкость необходимо менять целиком. Особенность такой меры зависит от конструкции тормозной системы конкретного автомобиля.

Способы замены тормозной жидкости «своими руками»

1.    Откройте все штуцеры для выпуска воздуха из гидроприводов. Слейте всю старую жидкость. Наполните бачок новой тормозной жидкостью и нажимайте на педаль тормоза. Как только потечёт жидкость из штуцеров, закрывайте их. Прокачивайте тормоза, удаляя воздух из всех контуров. Новой жидкости, вышедшей из штуцеров, Вы можете дать отстояться, а затем снова использовать в тормозной системе.

2.    Каждый контур прокачивайте последовательно, доливая в тормозной бачок новую жидкость. Воздух в систему не попадает. Часть старой жидкости всё равно остаётся внутри гидропривода. При таком способе замены тормозной жидкости понадобится больший объём, потому что старая и новая жидкость смешиваются и её повторная эксплуатация не допустима.

Безопасность

Чтобы тормозная жидкость не впитывала воду, храните бутылку с плотно закрытой пробкой. Не курите рядом с ними. Все тормозные жидкости являются ядом. Если тормозная жидкость попала в желудок необходимо его срочно промыть. При попадании жидкости в глаза, промывайте их под струёй воды и обратитесь к доктору.

  • < Назад
  • Вперёд >

Тормозная жидкость: для чего она нужна?

Тормозная жидкость – это именно то вещество, благодаря которому мы находимся в безопасности во время движения. Именно это и служит причиной высоких требований к качеству тормозной жидкости.

Можно ли смешивать тормозную жидкость?

Ведь, помимо воздействия на основные узлы и механизмы тормозной системы, тормозная жидкость должна: не разрушать эту самую систему (металл и резино — пластиковые изделия) и достаточное время оставаться эффективной по своим основным параметрам.

Прежде, чем рассмотрим состав тормозной жидкости и различные требования, предъявляемые к ней, ответим на вопрос, всегда волнующий автомобилистов, особенно начинающих.

Фото смешивания тормозных жидкостей

В принципе, можно. Но! Только если жидкости на одинаковой основе. Эта информация размещена на этикетке. Если такой информации нет, то не надо рисковать. При этом обязательно ознакомится с таким параметром, как рабочая температура ТЖ. Если уж «приспичило», то вначале рекомендуется произвести пробное смешивание разных ТЖ, вне емкости тормозной системы. Смешать и то, только для того, чтобы доехать до сервиса.

А вообще, лучше не рисковать и всегда заливать в тормозной бачок своего авто именно ту ТЖ, которую порекомендовал производитель. Сегодня с этим нет проблем. ТЖ на любой вкус и любой кошелек.

На фото - какие ТЖ можно смешивать

Информация к размышлению. Силиконовые ТЖ нельзя совмещать с ТЖ на другой основе. Минеральные ТЖ нельзя совмещать с гликолевыми. Импортные и отечественные гликолевые ТЖ DOT3;4;5,1 являются взаимозаменяемыми, но смешивать их все же не рекомендуется.

Для чего она – тормозная жидкость

При торможении между тормозным диском и тормозными колодками включаются силы трения. Выделяющееся при этом тепло, передаваясь через рабочие системы тормозов нагревает тормозную жидкость. В случае, если ТЖ закипит, паровые пробки приведут к сжимаемости тормозной жидкости, в результате – отказ тормозов.

Фото роли тормозной жидкости в автомобиле

Поэтому современные тормозные жидкости классифицируются по температуре кипения и вязкости по стандартам DOT. Помимо DOT существуют также общепринятые стандарты: ISO 4925, SAE J 1703 и т.д.

Классы тормозных жидкостей по традиционному применению:

  • DOT3 – для стандартных классических автомобилей с передними дисковыми тормозами и задними барабанными.
  • DOT4 – для современных автомобилей с дисковыми тормозами на обеих осях.
  • DOT5,1 – на спорткарах, где  температурные нагрузки на тормоза очень высоки.

На фото - классы тормозных жидкостей по традиционному применению

Требования к тормозным жидкостям при производстве

Помимо определенной рабочей температуры, ТЖ должна соответствовать многим показателям. Эти эксплуатационные требования проверяются или в лабораторных условиях или на сервисе с помощью оборудования – рефрактометр (тестер тормозной жидкости). Им проверяется плотность тормозной жидкости в части касающейся наличия влаги в составе тормозной жидкости.

Фото лабораторного тестирования тормозной жидкости

Кроме этого, ТЖ должна отвечать следующим параметрам:

  • Воздействие на резиновые детали тормозной системы должно быть минимальным. В процессе контакта резиновых манжет и ТЖ, не должно происходить чрезмерное разбухание или усадка РТИ (допуск не более 10%).
  • Антикоррозийные свойства ТЖ. Ведь в тормозной системе присутствуют детали из различных металлических материалов. В ТЖ должна быть найдена «золотая» середина, для того, чтобы предотвратить коррозию любого из них. Как правило, качественной считается тормозная жидкость, в состав которой входят ингибиторы коррозии, для одновременной защиты: стали, меди, латуни, чугуна, алюминия.
  • Смазывающие свойства ТЖ напрямую влияют на износ рабочих поверхностей поршней и тормозных цилиндров.
  • Стабильность ТЖ при низких и высоких температурах. Важное качество при эксплуатации в климатических зонах с разными температурными режимами. ТЖ при — 40 и при +100 должна сохранять свои исходные эксплуатационные свойства.

На фото - экспертиза тормозных жидкостей

Состав тормозных жидкостей

На долю основы тормозной жидкости приходится 93-98%, остальное, это присадки, добавки, порядка 7-2%.

Минеральные тормозные жидкости. Это различные смеси спирта и касторового масла. Имеют хорошие параметры: негигроскопичны, не агрессивны. Но, не соответствуют м/н стандартам по показателю низкой температуры кипения (нельзя применять на дисковые тормоза) и высокая вязкость при – 20°С.

Фото минеральных тормозных жидкостей

Гликолевые тормозные жидкости. В основе – полигликоли и их эфиры. Это ТЖ с высокой рабочей температурой кипения, хорошей вязкостью. Недостатком гликолевых тормозных жидкостей является гигроскопичность – они склонны к поглощению влаги из атмосферы.

Силиконовые тормозные жидкости. Основой в них являются кремниево-органические полимеры. Положительные качества: широкий диапазон температур – 100 + 350°С, инертность к различным материалам, низкая гигроскопичность. Но, имеют недостаточно высокие смазывающие свойства.

На фото - тормозные жидкости на полимерах

Порядок и периодичность замены тормозной жидкости, как правило, указывается в руководстве по эксплуатации автомобиля. В среднем эта цифра колеблется от 1 до 3 лет.

Удачи вам при выборе правильной тормозной жидкости для своего автомобиля.

Оцените статью: Поделитесь с друзьями!

Тормозная жидкость — состав и свойства

Тормозная жидкость наиболее важный расходный компонент в системе авто. Для каких целей служит тормозная жидкость, когда производить замену и какую лучше использовать жидкость читайте в статье.

Назначение тормозных жидкостей

Передавать усилие от главного тормозного цилиндра к колесным. Задача хоть и узкая, но чрезвычайно ответственная; у тормозной системы нет права на отказ ни при каких обстоятельствах. Когда в гидравлическом приводе тормозов жидкость не подтекает, внимания на нее, казалось бы, обращать не нужно. Однако от ее состояния зависит эффективность торможения и стабильность работы системы. Если, например, плохой антифриз или моторное масло лишь сокращают срок службы двигателя, то низкое качество тормозной жидкости может привести к аварии.Состав тормозной жидкости

Тормозная жидкость (ТЖ) состоит из основы (ее доля 93-98%) и различных присадок (остальные 7-2%). Устаревшие жидкости, например “БСК”, изготовлены на смеси касторового масла и бутилового спирта в пропорции 1:1. Основа современных, наиболее распространенных, в том числе (“Нева”, “Томь” и РосДОТ, она же “Роса”), – полигликоли и их эфиры. Гораздо реже применяют силиконы. В комплексе присадок одни из них препятствуют окислению ТЖ кислородом воздуха и при сильном нагреве, а другие – защищают металлические детали гидросистем от коррозии. Основные свойства любой тормозной жидкости зависят от сочетания ее компонентов.

Содержание статьи

Основные свойства тормозных жидкостей

Температура кипения. Чем она выше, тем меньше вероятность образования паровой пробки в системе. При торможении автомобиля рабочие цилиндры и жидкость в них нагреваются. Если температура превысит допустимую, ТЖ закипит, и образуются пузырьки пара. Несжимаемая жидкость станет “мягкой”, педаль “провалится”, а машина не остановится вовремя. Чем быстрее ехал автомобиль, тем больше тепла выделится при торможении. А чем интенсивнее замедление, тем меньше времени останется на охлаждение колесных цилиндров и подводящих трубок. Это характерно для частых длительных торможений, например в горной местности и даже на равнинном шоссе, загруженном транспортом, при резком “спортивном” стиле управления автомобилем. Внезапное закипание ТЖ коварно тем, что водитель не может предугадать этот момент.Температура кипения тормозной жидкости

Вязкость характеризует способность жидкости прокачиваться по системе. Температура окружающей среды и самой ТЖ может быть от минус 40°С зимой в неотапливаемом гараже (или на улице) до 100°С летом в моторном отсеке (в главном цилиндре и его бачке), и даже до 200°С при интенсивном замедлении машины (в рабочих цилиндрах). В этих условиях изменение вязкости жидкости должно соответствовать проходным сечениям и зазорам в деталях и узлах гидросистемы, заданным разработчиками автомобиля. Замерзшая (вся или местами) ТЖ может блокировать работу системы, густая – будет с трудом прокачиваться по ней, увеличивая время срабатывания тормозов. А слишком жидкая – повышает вероятность течей.

Воздействие на резиновые детали. Уплотнения не должны разбухать в ТЖ, уменьшать свои размеры (давать усадку), терять эластичность и прочность больше, чем это допустимо. Распухшие манжеты затрудняют обратное перемещение поршней в цилиндрах, поэтому не исключено подтормаживание автомобиля. С усевшими уплотнениями система будет негерметичной из-за утечек, а замедление – неэффективным (при нажатии педали жидкость перетекает внутри главного цилиндра, не передавая усилие тормозным колодкам).

Воздействие на металлы. Детали из стали, чугуна и алюминия не должны корродировать в ТЖ. Иначе поршни “закиснут” или манжеты, работающие по поврежденной поверхности, быстро износятся, а жидкость вытечет из цилиндров либо будет перекачиваться внутри них. В любом случае гидропривод перестает работать.

Смазывающие свойства. Чтобы цилиндры, поршни и манжеты системы меньше изнашивались, тормозная жидкость должна смазывать их рабочие поверхности. Царапины на зеркале цилиндров провоцируют течи ТЖ.

Стабильность – устойчивость к воздействию высоких температур и окислению кислородом воздуха, которое в нагретой жидкости происходит быстрее. Продукты окисления ТЖ разъедают металлы.

Гигроскопичность – склонность тормозных жидкостей на полигликолевой основе поглощать воду из атмосферы. В эксплуатации – в основном через компенсационное отверстие в крышке бачка. Тормозная жидкость имеет одно неприятное свойство: она впитывает влагу. Из-за постоянных перепадов температуры в ней образуется и накапливается конденсат. Чем больше воды растворено в ТЖ, тем раньше она закипает, сильнее густеет при низких температурах, хуже смазывает детали, а металлы в ней корродируют быстрее. Наличие в тормозной жидкости всего 2–3 процентов воды снижает температуру ее кипения примерно на 70 градусов. На практике это означает, что при торможении DOT-4, например, закипит, не разогревшись и до 160 градусов, в то время как в «сухом» (то есть без влаги) состоянии это произойдет при 230 градусах. Последствия будут такие же, как если бы в тормозную систему попал воздух: педаль становится колом, тормозное усилие резко ослабевает.

Классы тормозных жидкостей

При разработке жидкостей, как правило, ориентируются на требования американской системы безопасности автомобилей FMVSS № 116 (DOT). Жидкости классифицируют по температуре кипения и вязкости (см. таблицу), остальные их свойства близки.

Наименование показателя DОТ 3 DОТ 4 DОТ 5 БСК Нева А Нева Б Томь
Температура кипения,°C, не ниже 230 240 260 115 200 195 220
Температура кипения увлажненной жидкости,°C, не ниже 140 155 180 140 137 160
Вязкость кинематическая при -40°C,мм/сек., не более 1500 1800 900 1500 1500 1500

Какую ТЖ нужно применять в автомобиле, решает его изготовитель. Тормозная система автомобиля (в том числе резинотехнические и конструкционные материалы) разрабатывается под определенный тип тормозных жидкостей, поэтому не следует применять отечественные жидкости на иномарках – и не потому, что наши хуже, а импортные лучше. Просто каждая машина сделана из своих материалов, и разные ТЖ могут на них по-разному воздействовать. Главное правило применения тормозной жидкости – это следовать рекомендациям прилагаемой к автомобилю инструкции.

Жидкости типа DОТ 3 предназначены для гидропривода тормозов барабанного типа, а также для дисковых тормозов при обычных условиях эксплуатации. Жидкости типа DОТ 4 используются на автомобилях с дисковыми тормозами, эксплуатирующихся в городских условиях ( на режимах “разгон-торможение”). Спирто-касторовая жидкость “БСК” не может рассматриваться как ТЖ для современных автомобилей. Она была разработана для старых автомобилей времен ГАЗ-21 и застывает уже при температуре – 20° С. Жидкость “Нева” марки “А” незначительно уступает требованиям DОТ 3, а марка “Б” – не соответствует им по температуре кипения как сухой, так и увлажненной жидкости. ТЖ “Нева” была разработана для применения в тормозных системах первых моделей “Жигулей”. Тормозные жидкости DОТ 3, “Томь” и DОТ 4 могут применяться практически на всех отечественных автомобилях.Тормозная жидкость DOT5Тормозная жидкость DOT5 также известна, как “силиконовая” тормозная жидкость (“silicone”). Ее преимущества: не разъедает краску; не поглощает воду и может быть полезна там, где абсорбция является проблемой; является совместимой с любыми резиновыми частями. Недостатки: DOT5 нельзя смешивать с DOT3 или DOT4. Большинство проблем с DOT5 возникает, вероятно, по причине смешивания с некоторым количеством других видов тормозной жидкости. Наилучшим способом перейти на DOT5 является полная переборка гидравлической системы. Жалобы на то, что DOT5 приводит к выходу из строя резиновых частей тормозов, были присущи, как правило, ранним формулам (композициям) DOT5. Считалось, что причиной этого было несоответствующее использование различных добавок. В последних формулах эта проблема была устранена. Так как DOT5 не поглощает воду, любая влага, находящаяся в гидравлической системе, будет скапливаться в одном месте. Это может вызвать локальную коррозию в гидравлике. Необходима тщательная прокачка для удаления всего воздуха, находящегося в системе. В жидкости могут сформироваться небольшие пузырьки, размер которых со временем увеличивается. Может потребоваться несколько прокачек. DOT5 является несколько компрессионной (что дает едва заметное ощущение “мягкой педали”). Точка кипения DOT5 ниже, чем у DOT4.

Тормозная жидкость DOT5.1 является относительно новой, поэтому она постоянно вводит автолюбителей в заблуждение. Этого заблуждения можно было бы избежать, если бы эту тормозную жидкость назвали бы по-другому. Обозначение “5.1” может навести на мысль, что это модификация тормозной жидкости DOT 5 на силиконовой основе. Более естественно было бы назвать ее 4.1. или 6, так как DOT5.1 имеет гликолевую основу, так же как DOT3 и DOT4, а не силиконовую, как DOT5. Что касается принципиального характера тормозной жидкости 5.1, его можно определить, как “высокотехнологичная” тормозная жидкость DOT4, нежели чем традиционная DOT5. Ее преимущества: DOT5.1 обеспечивает превосходную работу, по сравнению с другими тормозными жидкостями, которые рассматриваются в данной статье. У нее более высокая точка кипения, по сравнению с DOT3 или 4, как начальная, так и конечная. Фактически, конечная точка кипения (около 275 градусов С) почти такая же, как у гоночных тормозных жидкостей (около 300 градусов С), а начальная точка кипения тормозной жидкости 5.1 (примерно 175-200 градусов С) естественно значительно выше, чем у гоночных тормозных жидкостей (около 145 градусов). Считается, что DOT5.1 является совместимой с любыми резиновыми компонентами.

Недостатки: DOT5.1 – не силиконовые тормозные жидкости, следовательно, они поглощают воду. DOT5.1, как DOT3 и DOT4, разъедает краску. Жидкости класса DОТ 5.1, не содержащие силикона, иногда обозначают, как DОТ 5.1 NSBBF, а силиконовые ДОТ 5- ДОТ 5 SBBF. Аббревиатура NSBBF означает “non silicon based brake fluids” (“тормозная жидкость, не основанная на силиконе”), а SBBF – “silicon based brake fluids” (“тормозная жидкость, основанная на силиконе”).

Особенности эксплуатации тормозных жидкостей

Поглощение воды из атмосферы свойственно ТЖ на полигликолевой основе. При этом температура их кипения снижается. FM VSS нормирует ее для “сухих”, еще не набравших влагу, и увлажненных, содержащих 3,5% воды, жидкостей – т.е. ограничивает только предельные значения. Интенсивность процесса поглощения не регламентирована. ТЖ может насыщаться влагой сначала активно, а потом – медленнее. Или наоборот. Но даже если значения температуры кипения у “сухих” жидкостей разных классов сделать близкими, например к DОТ 5, при их увлажнении этот параметр вернется на уровень, свойственный каждому классу. ТЖ нужно периодически заменять, не дожидаясь когда ее состояние приблизится к опасному пределу. Срок службы жидкости назначает автозавод, проверив ее характеристики применительно к особенностям гидросистем своих машин.

Проверка состояния жидкости

Объективно определить основные параметры ТЖ можно только в лаборатории. В эксплуатации – лишь косвенно и не все. Самостоятельно жидкость проверяют визуально – по внешнему виду. Она должна быть прозрачной, однородной, без осадка. Кроме того, в автосервисах (преимущественно крупных, хорошо оснащенных, обслуживающих иномарки) специальными индикаторами оценивают ее температуру кипения. Поскольку жидкость в системе не циркулирует, в бачке (место проверки) и в колесных цилиндрах ее свойства могут быть разными. В бачке она контактирует с атмосферой, набирая влагу, а в тормозных механизмах – нет. Зато там жидкость часто и сильно нагревается, и ее стабильность ухудшается. Однако даже такими ориентировочными проверками пренебрегать не стоит, иных оперативных способов контроля нет.

Совместимость и замена

ТЖ с разными основами несовместимы друг с другом, они расслаиваются, иногда появляется осадок. Параметры этой смеси будут ниже, чем у любой из исходных жидкостей, причем влияние ее на резиновые детали непредсказуемо. Основу ТЖ изготовитель, как правило, указывает на упаковке. Российские РосДОТ, “Неву”, “Томь”, равно как и иные отечественные и импортные полигликолевые жидкости DОТ 3, DОТ 4 и DОТ 5.1, можно смешивать в любых пропорциях. ТЖ класса ДОТ 5 основаны на силиконе и несовместимы с другими. Поэтому стандарт FM VSS 116 требует окрашивать “силиконовые” жидкости в темно-красный цвет. Остальные современные ТЖ, как правило, желтые (оттенки от светло-желтого до светло-коричневого). Для дополнительной проверки можно смешать жидкости в пропорции 1:1 в стеклянной емкости. Если смесь прозрачна и осадка нет, ТЖ совместимы. Следует помнить, что смешивать жидкости разных классов и производителей не рекомендуется, так как возможно изменение их свойств. Запрещено смешивать гликолевые жидкости с касторовыми. Добавление свежей жидкости при прокачке системы после ремонта не восстанавливает свойства ТЖ, поскольку почти половина ее практически не меняется. Поэтому в сроки, установленные автозаводом, жидкость в гидросистеме нужно заменять полностью.

Зачем менять тормозную жидкость в автомобиле: причины и интервалы замены

Тормозная система автомобиля обеспечивает безопасность водителя и пассажиров на дороге. Именно по этой причине при проведении планового технического обслуживания ей стоит уделять особое внимание. Многие автолюбители, к сожалению, ограничиваются лишь периодической заменой колодок, забывая о необходимости замены тормозной жидкости в самой системе. Сегодня мы разберемся для чего нужна эта жидкость, почему ее нужно менять и установлен ли специальный интервал по ее замене.

Содержание статьи

Свойства тормозной жидкости

Тормозная жидкость в автомобиле выступает в роли передатчика давления от главного тормозного поршня к рабочим. Когда педаль тормоза вжимается, происходит отток жидкости, подающий усилие на суппорты. В результате, выдвигаются поршни, разводя тормозные колодки, которые в свою очередь зажимают поверхности барабанов или дисков, приводя к остановке транспортного средства. Без тормозной жидкости такая система не будет иметь эффективности.

Любая смазка, используемая для этих целей, должна быть несжимаемой, т.е. при первой необходимости она должна без задержек и в полном объеме передавать усилие на суппорты или рабочие цилиндры.

Качественная тормозная жидкость обладает устойчивостью к температурным перепадам, обеспечивает оптимальное смазывание поверхностей и не оказывает негативного воздействия на пластиковые, резиновые и металлические детали системы.

Почему тормозную жидкость нужно менять?

Любая жидкость, используемая в автомобиле, нуждается в периодической замене. Взять, к примеру, моторное масло. От времени оно начинает оседать, смешивается с металлической стружкой, частично испаряется и перестает защищать двигательную систему автомобиля. Ученым по сей день не удалось создать такой химикат, который обладал бы вечными стабильными свойствами. Тормозная жидкость не исключение. Она точно также подвержена устареванию, выраженному в ее гигроскопичности. Гигроскопичность – это способность накапливать влагу. Почему это плохо? Потому что вода, входящая в состав тормозной жидкости, повышает вероятность ее закипания. Так, например, средняя температура кипения тормозной жидкости DOT4 составляет 230°С. Если добавить в нее хотя бы 3 % воды, то показатель упадет до отметки в 155°С.

Тормозная жидкость во время работы контактирует с раскаленными элементами системы. В пятне контакта колодок и диска (барабана) температура может достигать 600°С, что вполне может вызвать закипание гигроскопичной смазки.

В результате ее кипения в системе образуется газовая пробка, падает передаточное давление и от нажатия педали в пол никакой реакции не наступает. Последствия, к которым может привести потерявшая свойства тормозная жидкость, могут закончиться серьезным дорожно-транспортным происшествием. Вот почему необходимо делать регулярное обновление жидкостей в автомобиле.

Интервал замены

Как же часто нужно производить замену тормозной жидкости? Регламентировать интервал замены невозможно, т.к. все зависит от состава жидкости и способа эксплуатации авто. Специалисты утверждают, что в среднем срок службы химиката составляет 3 года. Но эта информация актуальна только для смазок типа DOT3, DOT4 и DOT 5.1. Жидкости, в чьем составе присутствуют силиконовые компоненты (DOT5 и DOT 5.1ABS), способны сохранять работоспособность в течение 5 лет.

В регионах с влажным климатом замена жидкости с гликолевым составом должна производиться каждые полтора-два года, с силиконовым – каждые три-четыре года.

Причем имейте ввиду: доливать химикат в опустевшую систему опасно, т.к. даже если большая часть жидкости будет обновлена, ее свойства и эффективность будут серьезно отличаться от ожидаемых. То же самое происходит при смешивании составов, относящихся к разному типу по классификатору DOT.

Периодичность замены, кстати, также зависит и от стиля вождения. При агрессивном режиме езды межсервисный интервал должен составлять не более 20 тысяч километров.

Что нужно знать о тормозной жидкости?

Главное, что нужно знать автовладельцу, это тип требуемой тормозной жидкости. Указан он в руководстве по эксплуатации к автомобилю. Для каждого автомобиля подходит определенная разновидность, эффективность которой проверяется производителем транспортного средства опытным путем.

Первые составы тормозной жидкости состояли из бутилированного спирта, смешанного с касторовым маслом. Смесь застывала при температуре ниже 0°С, и, естественно, речи о безопасности быть не могло: даже ежегодная замена не уберегала автовладельцев от опасной езды.

С развитием автомобильной индустрии разновидностей становилось все больше. Сейчас они объединены в рамках международного стандарта DOT, характеризующего степень вязкости состава и температуру закипания. Рассмотрим действующие на сегодняшний момент типы жидкостей:

DOT 3 – в ее состав входят полиэфир и полиэтиленгликоль. Химикаты могут обеспечить эффективное торможение только малодинамичным транспортным средствам. Температура в их тормозной системе не должна превышать показатель в 150°С.

DOT 4 – наиболее распространенная разновидность, активно используемая в современных городских автомобилях. В ее составе также содержатся полиэфир и полиэтиленгликоль, однако, теперь он дополнен присадками, исключающими закипание состава до 230°С. Допускает смешивание с DOT 3.

DOT 5 – силиконовая смазка, созданная специально для тормозных систем спортивных автомобилей. Она способна выдерживать до 260°С, но срок ее службы (в условиях экстремального вождения) составляет всего один год. Смешивание с гликолесодержащими химикатами не допускается.

DOT 5.1/ABS – гликолевая смазка, применимая только в сочетании с антиблокировочной системой. Не допускает смешивания ни с одним вышеупомянутом типом.

И напоследок…

Приобретая любой смазочный материал, помните, что на мировом рынке присутствует огромное количество подделок. И все они имеют определенные сходства с оригиналом: у них единая цветовая гамма, форма упаковки, название. Отличие может быть в цене. Причем низкая цена, как правило, обыгрывается «очень выгодными скидками». Т.к. тормозная жидкость напрямую влияет на безопасность поездок, экономить на ней не следует. Покупайте смазку только в фирменных отделах и всегда требуйте сертификаты качества от продавца.

Также помните, что жидкость должна быть свежей, дата ее розлива не должна быть старше трех лет. Емкость с жидкостью должна быть герметично закрыта не только посредством фиксировочного кольца, но и при помощи дополнительной алюминиевой мембраны.

Тормозная жидкость. Что нужно знать

Для чего в автомобиле нужна тормзная жидкость. Разновидности тормозой жидкости

Тормозная жидкость – это вещество которое отвечает за безопасность в движении водителя и пассажиров. Во многом из-за этого к её качеству предъявляются очень высокие требования.

Допустимо ли смешивание тормозной жидкости?

Кроме взаимодействия с различными механизмами тормозной системы, она не должна наносить ей вред (деталям выполненным из резино-пластика и металла) и длительное время сохранять эффективными свои главные параметры.

Перед тем, как рассмотреть то, из чего состоит ТЖ и различные требования, которые к ней предъявляют, следует ответить на вопрос, интересующий многих автолюбителей. Их интересует возможность её смешивания.

Такое смешивание допускается при одинаковых основах жидкостей. Обычно это можно прочитать на этикетке используемого продукта. Если же по какой-либо причине этой информации нет, рисковать со смешиванием жидкостей не стоит. Также нужно учесть такой параметр, как её рабочая температура. Если в том, чтобы смешать жидкости, возникла крайняя необходимость, то рекомендуется попробовать это вне тормозной системы. Такое смешивание допускается в крайних случаях, чтобы добраться до сервиса.

Конечно лучше не подвергать риску автомобиль и заливать в него тормозную жидкость, рекомендованную производителем. На сегодняшний день это никаких проблем не вызывает. В продаже огромный ассортимент тормозных жидкостей.

Читайте также: Быстрая продажа авто в Витебске

Стоит также помнить, что жидкости на силиконовой основе нельзя смешивать с жидкостями на другой основе. Гликолевые с минеральными также не смешиваются. Несмотря на то, что заграничные и Российские гликолевые жидкости считаются совместимыми, всё-таки смешивание их не рекомендуется.

Какую роль играет тормозная жидкость

Когда происходит торможение, то при соприкосновении диска с тормозными колодками начинает действовать сила трения. Выделяемое при этом тепло нагревает тормозную жидкость. В процессе всего этого она не должна закипеть, т.к. это приведёт к её сжатию, и, как результат, последует отказ тормозов.

По этой причине в настоящее время существует классификация жидкостей.  Они различаются по вязкости, а также по температуре закипания, так называемые стандарты DOT.

Классификация ТЗ:

  • DOT3 – используется для дисковых тормозов впереди и барабанных сзади.
  • DOT4 – применяется для более современных машин у которых дисковые тормоза стоят на всех осях.
  • DOT5,1 – используется на спортивных высокоскоростных автомобилях, где из-за очень большой нагрузки на тормоза температура может подыматься очень высоко.

Какие требования должны соблюдать производители тормозных жидкостей

Кроме установленной стандартами температуры работ, у жидкости ещё много показателей, которым она должна соответствовать. Эти требования по эксплуатации проверяются либо в лабораториях, либо в сервисах при помощи рефрактометра (прибора для тестирования ТЗ). Он проверяет плотность жидкости и количество влаги в ней.

Помимо этого, ТЖ должна соответствовать следующим нормам:

Детали тормозной системы, изготовленные из резины, должны испытывать на себе её минимальное воздействие. При её контакте с резиновыми манжетами большого разбухания РТИ не должно происходить (не допустимо превышение более чем в 10%).

Антикоррозийные свойства

В автомобиле и его тормозной системе множество деталей из различных видов металла. ТЖ должна обладать антикоррозийными свойствами для предотвращения их порчи. Она считается качественной, если в её составе есть различные ингибиторы коррозии, которые одновременно защищают сталь, медь, алюминий и детали из других металлических материалов.

У ТЖ должны быть хорошие смазывающие качества. Она очень сильно влияет на изнашивание тормозных цилиндров.

ТЖ должна обладать стабильностью при разных температурах. Это качество очень важно при использовании её в различных странах с разными погодными условиями и большой разницей температур.

Состав тормозной жидкости

Около 95% жидкости приходится на её основу. Остальные 5% составляют различные добавки и примеси.

Минеральные ТЖ. Такие жидкости состоят из спирта, смешанного с касторовым маслом в различных пропорциях. Им характерны неплохие параметры: они негигроскопичны. Однако такие жидкости не стоит использовать в странах с холодным климатом, они начинают сжиматься уже при – 20С.

Гликолевые ТЖ. Полигликоли, а также их эфиры составляют их основу. Такие жидкости обладают хорошей вязкостью. К их недостаткам можно отнести гигроскопичность – высокое поглощение влаги из воздуха.

Силиконовые ТЖ. В их основе лежат кремниево-органические полимеры. К их положительным качествам можно отнести диапазон температур использования от – 100 до + 350С, также у них низкая гигроскопичность. К сожалению смазывающие свойства у таких жидкостей недостаточно высоки.

С какой периодичностью и в каком порядке менять ТЖ обычно написано в руководстве по пользованию автомобилем, в среднем период замены в пределах трёх лет.

Правильный выбор тормозной жидкости позволит автомобилю служить долго без каких-либо ремонтов.

Понравилась статья?

Расскажи друзьям

Читайте также
Порядок и стоимость переоформления автомобиля