Напряжение на аккумуляторе сколько должно быть: Напряжение аккумулятора автомобиля: таблица параметров заряженного и разряженного АКБ
минимальное и полностью заряженного, под нагрузкой и без нее, а также какой должен быть нормальный заряд АКБ
Важными показателями аккумуляторной батареи являются ее емкость, напряжение и плотность электролита. От них зависит качество работы и функциональность устройства. В автомобиле аккумулятор подает пусковой ток на стартер для запуска двигателя и питает бортовую сеть, когда это необходимо. Поэтому знать рабочие параметры своего АКБ и поддерживать его работоспособность критически важно для обеспечения исправного состояния автомобиля в целом.
Напряжение АКБ
Для начала разберемся со значением термина «напряжение». По сути, это “давление” заряженных электронов, создаваемое источником тока, через контур (провод). Электроны выполняют полезную работу (питание лампочек, агрегатов и т.д.). Измеряют напряжение в Вольтах.


Для измерения напряжения аккумулятора можно использовать мультиметр. Контактные щупы прибора прикладываются к клеммам АКБ. Формально считается нормой напряжение в 12В. Фактическое напряжение аккумулятора должно быть в пределах 12,6В -12,7В. Такие показатели у полностью заряженной батареи.
Эти показатели могут меняться в зависимости от условий окружающей среды и времени проверки. Сразу после зарядки прибор может показать 13В – 13,2В. Хотя такие значения также считаются приемлемыми. Чтобы получить правильные данные, нужно подождать час-два после зарядки.
Если напряжение падает ниже 12 Вольт, то это говорит о разряде батареи. Значение напряжения и уровень заряда можно сопоставить по следующей таблице.
Напряжение, Вольт | Степень заряда, % |
12,6 + | 100 |
12,5 | 90 |
12,42 | 80 |
12,32 | 70 |
12,20 | 60 |
12,06 | 50 |
11,9 | 40 |
11,75 | 30 |
11,58 | 20 |
11,31 | 10 |
10,5 | 0 |
Как видно из таблицы, напряжение ниже 12В говорит о 50% разряде АКБ. Аккумулятор нуждается в срочной подзарядке. Следует знать, что в процессе разряда происходит процесс сульфатации пластин. Плотность электролита падает. Серная кислота распадается, участвуя в химической реакции. На пластинах образуется сульфат свинца. Своевременная зарядка запускает этот процесс в обратном направлении. Если допустить глубокий разряд, то батарею уже будет трудно реанимировать. Она либо полностью выйдет из строя, либо значительно потеряет в емкости.
Минимальным напряжением, при котором батарея может работать считается 11,9 Вольт.
Под нагрузкой и без нагрузки
Даже при низком напряжении аккумулятор вполне способен запустить двигатель. Главное, чтобы после этого генератор обеспечил зарядку батареи. Во время старта двигателя аккумулятор подает большой ток на стартер, резко теряя при этом в заряде. Если батарея исправна, то заряд постепенно восстанавливается до нормальных значений в течение 5 секунд.
Напряжение на новом аккумуляторе должно быть в пределах 12,6 – 12,9В, но эти значения не всегда показывают реальное состояние батареи. Например, в состоянии покоя, без подключенных потребителей, напряжение находится в пределах нормы, а под нагрузкой резко падает и быстро расходуется заряд. Такое может быть.


Именно поэтому проводят измерения под нагрузкой. Для этого используют такой прибор, как нагрузочная вилка. Этот тест показывает, держит ли заряд батарея или нет.
Вилка состоит из вольтметра, контактных щупов и нагрузочной спирали в корпусе. Прибор создает сопротивление тока в два раза превышающее емкость аккумулятора, имитируя пусковой ток. Например, если емкость батареи 50А*ч, то прибор нагружает АКБ до 100А. Главное, правильно подобрать сопротивление. При превышении 100А потребуется подключать уже две спирали сопротивления, чтобы получить точные данные.
Измерения под нагрузкой проводят при полностью заряженной батарее. Прибор удерживается в течение 5 секунд, затем фиксируются результаты. Под нагрузкой напряжение падает. Если аккумулятор исправен, оно упадет до 10 Вольт и будет постепенно восстанавливаться до 12,4В и выше. Если напряжение падает до 9В и ниже, значит, батарея не держит заряд и неисправна. Хотя после зарядки может показывать нормальные значения – 12,4 В или выше.
Плотность электролита
Уровень напряжения также показывает плотность электролита. Сам электролит представляет собой смесь 35% серной кислоты и 65% дистиллированной воды. Мы уже говорили, что при разрядке концентрация серной кислоты падает. Чем больше разряд, тем меньше плотность. Эти показатели взаимосвязаны.


Для измерения плотности электролита и других жидкостей используется специальный прибор – ареометр. В нормальном состоянии при полной зарядке 12,6В – 12,7В и температуре воздуха 20-25°С плотность электролита должна быть в пределах 1,27 г/см3 – 1,28 г/см3.
Следующая таблица показывает зависимость плотности от уровня заряда.
Плотность электролита, г/см3 | Уровень заряда, % |
1,27 – 1,28 | 100 |
1,25 | 95 |
1,24 | 90 |
1,23 | 80 |
1,21 | 70 |
1,20 | 60 |
1,19 | 50 |
1,17 | 40 |
1,16 | 30 |
1,14 | 20 |
1,13 | 10 |
Чем выше плотность, тем устойчивее батарея к замерзанию. В регионах с особо суровым климатом, где температура опускается до -30°С и ниже, плотность электролита поднимают до 1,30 г/см3 путем добавления серной кислоты. Максимально можно поднять плотность до 1,35г/см3. Если будет выше, кислота начнет разъедать пластины и другие компоненты.
На графике ниже представлены показания ареометра при разной температуре:
Какое напряжение должно быть на аккумуляторе и как померить
По напряжению аккумулятора можно судить о степени заряженности АКБ, поэтому следует научиться правильно определять эту величину на клеммах источника электроэнергии.
В этой статье будут описаны основные методы измерения этого параметра с помощью мультиметра, а также будут приведены эталонные значения напряжения на батареях различной конструкции.
Напряжение аккумулятора под нагрузкой
Напряжение аккумулятора под нагрузкой будет ниже, чем в состоянии покоя. По этому показателю можно также судить об исправности батареи.
Если после подключения нагрузочной вилки контрольный прибор покажет менее 9 В, то АКБ разряжена и ее необходимо зарядить. Если после повторения процедуры ситуация не изменится, то батарею в ближайшее время нужно будет заменить новой.
Если нет возможности применить нагрузочную вилку, для проведения тестирования аккумулятора под нагрузкой, то можно воспользоваться цифровым мультиметром, а в качестве нагрузки включить стартер двигателя.
Если напряжение в бортовой сети при включении стартера упадёт ниже 9 В, то в этом случае также потребуется зарядить АКБ с помощью ЗУ. Также стоит проверить элементы проводки и потребители электроэнергии на исправность.
Если нет утечки электричества в системе, а при полностью заряженной батарее будет снова наблюдаться чрезмерное падение напряжения, то аккумулятор стоит заменить.
Если мощные потребители электроэнергии не будут подключаться к аккумулятору, то напряжение под незначительной нагрузкой слишком сильно изменяться не будет.
Напряжение аккумулятора без нагрузки
Напряжение аккумулятора, к которому не подсоединены потребители электроэнергии, составляет 12,6 – 12,8 В. Если напряжение в состоянии покоя меньше этого показателя, то это будет говорить о том, что батарея разряжена или в некоторых банках имеется короткое замыкание.
Эксплуатация АКБ с пониженным уровнем заряда непременно приведёт к образованию на пластинах сернокислого свинца, что станет причиной значительного падения ёмкости устройства.
Чтобы произвести точные измерения напряжения аккумулятора без нагрузки следует обязательно снять клеммы с выводов батареи непосредственно перед подключением измерительного прибора.
Напряжение заряженного аккумулятора
Если аккумулятор полностью заряжен, то величина напряжения будет зависеть от модели АКБ. Если эксплуатируется обычная сурьмянистая батарея, то минимальное значение этого показателя должно быть 12,6 В.
У кальциевого аккумулятора этот показатель может быть немного выше, а на клеммах гелевой батареи, этот параметр не должно опускаться ниже 13 В. При отклонении этого показателя от нормы АКБ необходимо зарядить током равным 10% от ёмкости батареи.
Если напряжение аккумулятора замеряется при работающем двигателе, то показания прибора будут значительно выше. При исправном аккумуляторе и реле-регуляторе напряжение на клеммах может достигать максимального значения в 14 В.
Нормальное напряжение аккумулятора
Нормальное напряжение АКБ – это показатель, который отображён в документации к источнику электроэнергии. Если при покупке новой батареи, её не удаётся зарядить до указанного в инструкции значения, то такая неисправность будет являться гарантийным случаем.
Если на автомобиле исправен реле-регулятор и генератор, то АКБ, во время эксплуатации машины, будет автоматически заряжаться до нормального уровня. Желательно на протяжении всего срока эксплуатации стремиться к использованию батареи только при наличии нормального напряжения на клеммах.
При значительных отклонениях этого параметра в меньшую сторону в зимнее время года, электролит в разряженном аккумуляторе может полностью замёрзнуть, а летом будут более интенсивно разрушаться свинцовые пластины.
Уровень заряда у сурьмянистых и гибридных АКБ при напряжении в Вольтах | |||||
---|---|---|---|---|---|
Темперптура электролита | 100% | 75% | 50% | 25% | 0% |
48,9 | 12,663 | 12,463 | 12,253 | 12,073 | 11,903 |
43,3 | 12,661 | 12.,461 | 12,251 | 12,071 | 11,901 |
37,8 | 12,658 | 12,458 | 12,248 | 12,068 | 11,898 |
32,2 | 12,655 | 12,455 | 12,245 | 12,065 | 11,895 |
26,7 | 12,650 | 12,45 | 12,240 | 12,060 | 11,890 |
21,1 | 12,643 | 12,443 | 12,233 | 12,053 | 11,883 |
15,6 | 12,634 | 12,434 | 12,224 | 12,044 | 11,874 |
10 | 12,622 | 12,422 | 12,212 | 12,032 | 11,862 |
4,4 | 12,606 | 12,406 | 12,196 | 12,016 | 11,846 |
-1,1 | 12,588 | 12,388 | 12,178 | 11,998 | 11,828 |
-6,7 | 12,566 | 12,366 | 12,156 | 11,976 | 11,806 |
-12,2 | 12,542 | 12,342 | 12,132 | 11,952 | 11,782 |
-17,8 | 12,516 | 12,316 | 12,106 | 11,926 | 11,756 |
Уровень заряда у Кальциевых, AGM и GEL АКБ при напряжении в Вольтах | |||||
---|---|---|---|---|---|
Темперптура электролита | 100% | 75% | 50% | 25% | 0% |
48,9 | 12,813 | 12,613 | 12,416 | 12,013 | 11,813 |
43,3 | 12,811 | 12,611 | 12,411 | 12,011 | 11,811 |
37,8 | 12,808 | 12,608 | 12,408 | 12,008 | 11,808 |
32,2 | 12,805 | 12,605 | 12,405 | 12,005 | 11,805 |
26,7 | 12,8 | 12,6 | 12,4 | 12,0 | 11,8 |
21,1 | 12,793 | 12,593 | 12,393 | 11,993 | 11,793 |
15,6 | 12,784 | 12,584 | 12,384 | 11,984 | 11,784 |
10 | 12,772 | 12,572 | 12,372 | 11,972 | 11,772 |
4,4 | 12,756 | 12,556 | 12,356 | 11,956 | 11,756 |
-1,1 | 12,738 | 12,538 | 12,338 | 11,937 | 11,738 |
-6,7 | 12,716 | 12,516 | 12,316 | 11,916 | 11,716 |
-12,2 | 12,692 | 12,492 | 12,292 | 11,892 | 11,692 |
-17,8 | 12,666 | 12,466 | 12,266 | 11,866 | 11,666 |
Напряжение разряженного аккумулятора
Если напряжение аккумулятора менее 11,6 В, то АКБ считается полностью разряженной. В этом случае эксплуатация источника электроэнергии невозможна и для восстановления его работоспособности потребуется использовать зарядное устройство, работающее от сети 220 В.
Практически все свинцовые АКБ чувствительны к полному разряду. Кислотно кальциевые аккумуляторы способно потерять значительную часть своей емкости даже после однократного глубокого разряда. Сурьмянистое устройство обладает большое терпимостью. Наиболее устойчивы к полному разряду являются гелевые и AGM батареи.
Напряжение аккумулятора зимой
Зимой, постоянный недозаряд батареи может привести к значительному уменьшению плотности электролита, вследствие чего жидкость внутри банок может замёрзнуть. Замерзание электролита, во многих случаях, приводит к полной неработоспособности источника электроэнергии. Чтобы этого не произошло в зимний период на клеммах должно быть не менее 12,5 В.
Если эксплуатируется обслуживаемая модель аккумулятора, то уровень заряженности батареи можно контролировать без использования вольтметра. Достаточно производить регулярные замеры плотности электролита, которая у полностью заряженной АКБ должна составлять около 1,28 г/см3.
Зависимость напряжения от плотности электролита
Уровень заряда батареи напрямую зависит от плотности электролита. Если АКБ является обслуживаемой, то уровень заряженности можно довольно точно померить без использования тестера.
С помощью ареометра плотность замеряется забором небольшого количества электролита с каждой банки устройства. Максимальная плотность смеси серной кислоты и воды в полностью заряженном аккумуляторе составляет 1,3 г/см3.
Придерживаться этого показателя следует, если машина эксплуатируется на морозе. В летнее время может эксплуатировать АКБ при плотности 1,26 г/см3 и выше. Если находится в этих пределах, то напряжение на клеммах будет около 12,7 В. При падении плотности происходит и пропорциональное снижение разности потенциалов на клеммах аккумулятора.
Особенно сильно этот показатель может снизиться при наличии негерметичных мест в корпусе батареи, через которые часть электролита будет вытекать. Восстановить уровень электролита можно будет за счёт добавления дистиллированной воды.
Как проверить напряжение аккумулятора мультиметром
Замерить рабочее напряжение на клеммах аккумулятора можно с помощью вольтметром, который является одной из функций мультиметра.
Аккумуляторная батарея является источником постоянного тока, поэтому перед началом измерительных работ следует перевести прибор в положении «DC». Также следует установить ограничение по напряжению 20 В, чтобы можно было произвести более точные измерения.
После правильной подготовки измерительного прибора достаточно будет соединить чёрный щуп с минусом, а красный – с плюсом АКБ, чтобы прибор показал напряжение постоянного тока. Если перепутать щупы, то значение будет отрицательным.
Остались вопросы о напряжении аккумулятора или есть что добавить? Тогда напишите нам об этом в комментариях, это позволит сделает материал более полезным, полным и точным.
Какое напряжение должно быть на аккумуляторе

Аккумуляторная батарея (аккумулятор) — одно из важнейших устройств в автомобиле. Она подает электроток на стартер при запуске двигателя и обеспечивает работу бортовой электрической сети автомобиля при отключенном двигателе. Выполнение этих функций зависит от ее состояния, которое определяется напряжением, емкостью батареи, плотностью электролита. Контроль величины напряжения на батарее позволяет принять решение о необходимости ее зарядки или замены.
Поэтому автомобилисту важно знать нормы напряжения на аккумуляторе, уметь его определить и оценить степень заряда, знать причины, вызывающие быстрый разряд аккумулятора, а также особенности сезонного ухода.
Нормальные значения основных характеристик аккумулятора
Основным свойством аккумуляторной батареи автомобиля (АКБ), определяющим возможность ее работы, является степень заряда или, как говорят, заряд аккумулятора. От него зависит напряжение, создаваемое на аккумуляторе.
Чтобы оценить состояние АКБ и своевременно выявить неполадки в работе, следует понимать, какое напряжение должно быть на аккумуляторе.
Нормальное напряжение аккумулятора оценивается показателями:
- Номинальное — это величина, указанная в технической документации (паспорте или инструкции):
- легковые автомобили с бензиновыми двигателями и мотоциклы – 12 В;
- малотоннажные грузовые автомобили и легковые автомобили на дизтопливе – 12 В;
- крупнотоннажные грузовые автомобили, автобусы, военная техника, работающие на дизельных двигателях – 24 В.
- Фактическое – величина, отличающаяся в реальных условиях от номинального. Диапазон колебаний составляет 12,4 — 12,8 В. Эти значения соответствуют состоянию без нагрузки при неработающем двигателе.
- Напряжение под нагрузкой – показатель, характеризующий работоспособность батареи. Для исправного аккумулятора эта величина составляет 10,3 – 10,7 В.
Совет! Для своевременной зарядки батареи измерения следует проводить раз в 1-2 месяца.
Чтобы не пропустить момент, когда требуется зарядить аккумулятор, надо измерить напряжение на батарее. Затем, пользуясь специальной таблицей, определить степень его заряда.

Если напряжение на аккумуляторе 12,5 — 12,66 В, что соответствует степени заряда 82 — 100 %, то батарея заряжена полностью, подзарядка не требуется.
Важно! Величина в 12 В свидетельствует о низком уровне заряда. АКБ рекомендуется зарядить.
Возможны отклонения напряжения от нормы:
- Понижение менее 11 В считается критическим и вызывает глубокое разряжение батареи, особенно опасное для необслуживаемых аккумуляторов. Два-три глубоких разряжения выводят его из строя.
- Повышение до 13 — 13,2 В наблюдается когда замеры проводятся сразу после зарядки батареи. Поэтому, чтобы получить неискаженные данные, надо выждать минимум полчаса после зарядки.
Порядок определения напряжения на аккумуляторе
Как следует из таблицы, информативными данными, позволяющими автомобилисту оценить уровень заряда аккумулятора, являются величины напряжения с нагрузкой и без нагрузки. Рассмотрим методы их измерения.
Измерение напряжения без нагрузки
Чтобы проверить вольтаж можно воспользоваться:
- вольтметром;
- мультиметром.
На рисунке 1 приведено устройство мультиметра.

С его помощью измерения следует проводить в такой последовательности:
- Подсоединить провода-щупы к соответствующим разъемам мультиметра.
- Переключателем перевести мультиметр в режим измерения постоянного напряжения.
- Приложить щупы мультиметра к клеммам АКБ. При несоблюдении полярности на дисплей будет выведено значение со знаком «-», что не оказывает влияния на результат измерений.
- Снять показания с дисплея прибора.
- С помощью таблицы по полученным данным определить уровень заряда батареи.
Совет! Измерение без нагрузки, т.е. при выключенном двигателе, необходимо проводить при комнатной температуре не менее чем через 6 часов после отключения двигателя.
Измерение напряжения с нагрузкой
Измерения проводятся с помощью нагрузочной, иногда говорят разгрузочной, вилки. Она позволяет оценить напряжение в замкнутой цепи, соответствующее пуску двигателя автомобиля. Устройство этого прибора показано на рисунке 2.

Измерения проводятся следующим образом:
- Зарядить на 100% АКБ.
- Подключить щупы вилки к клеммам батареи.
- Подать нагрузку на 5 секунд.
- Снять показания дисплея.
По истечении 5 секунд у исправной АКБ показатели должны восстановиться минимум до 12,4 В.
Важно! Значение под нагрузкой ниже 9 В у полностью заряженного аккумулятора свидетельствует о его неисправности.
Измерение напряжения с помощью ареометра
Это косвенный метод определения вольтажа. Он редко применяется и менее удобный, чем метод измерения с помощью мультиметра.
Ареометром определяется плотность аккумуляторной жидкости. Потом, по таблице устанавливаются соответствующие ей величины. Например, если плотность электролита 1,27 г/см3, то напряжение на аккумуляторе 12,66 В, степень заряда 100 % и, следовательно, его подзарядка не требуется. Чаще решается обратная задача.
Совет! По плотности электролита в АКБ можно сделать вывод об эффективности зарядки. У недостаточно заряженного аккумулятора плотность жидкости ниже 1,27 г/см3.
Анализ причин разряжения аккумуляторной батареи
При регулярном использовании автомобиля, профилактических осмотрах АКБ и проверках работоспособности генератора специальная зарядка аккумулятора не требуется. Заряжать аккумулятор приходится при неправильной эксплуатации, в случае полной его разрядки (например, при не выключенных электроприборах) или сезонном обслуживании.
Заряженный аккумулятор может быстро терять заряд. Причины такой ситуации следующие:
- Аккумулятор отработал свой ресурс и нуждается в замене.
- Вышел из строя генератор, заряжающий АКБ при эксплуатации автомобиля.
- Утечка тока в электросети автомобиля.
- Неисправность потребителей электроэнергии (магнитола, сигнализация, электроусилитель руля, световые и информационные приборы, и т.д.).
Для решения проблемы быстрого разряжения аккумулятора требуется выявить и устранить неполадку, проведя технический осмотр автомобиля.
Сезонное падение напряжение в аккумуляторе
Зимой при резком похолодании автомобиль не заводится — ситуация, знакомая многим автомобилистам. Одна из причин – замерзание электролита в банках батареи.
Ошибочно считать, что плотность электролита снижается при понижении температуры воздуха. При похолодании замедляются электрохимические реакции в секциях батареи. Как видно из таблицы, существует взаимосвязь между степенью заряда АКБ, плотностью электролита и температурой его замерзания, что также можно проиллюстрировать графиком (рисунок 3).

У полностью заряженной батареи температура замерзания жидкости -60 градусов. Такая температура зимой в средней полосе является редкостью. Поэтому, при достаточном заряде, даже в сильный мороз, АКБ не замерзнет.
В случае разряженной батареи, при снижении плотности электролита, похолодание даже до -7 градусов может стать причиной его замерзания.
Контроль и поддержание нормы заряда аккумулятора являются обязательными процедурами сезонного обслуживания.
Совет! Рекомендуется в зимнее время подзаряжать АКБ не менее одного раза в месяц.
Таким образом, одним из факторов обеспечения надежной и бесперебойной работы автомобиля, в том числе в зимнее время, является контроль напряжения на аккумуляторе. Своевременное выявление отклонения напряжения от нормы, позволит вовремя зарядить аккумулятор и избежать проблем с пуском двигателя и работой автомобиля в целом.
Напряжение аккумулятора автомобиля
Напряжение АКБ, наряду с ёмкостью и плотностью электролита, позволяет сделать вывод о состоянии аккумулятора. По напряжению автомобильного аккумулятора можно судить о степени его заряженности. Если вы хотите быть в курсе состояния вашего аккумулятора и осуществлять грамотный уход за ним, то обязательно нужно научиться контролировать напряжение. Тем более что это совсем несложно. А мы постараемся доступно объяснить как это делается и какие нужны инструменты.
Содержание статьи
Что показывает напряжение аккумулятора автомобиля?
Сначала следует определиться с понятиями напряжения и электродвижущей силы (ЭДС) автомобильного аккумулятора. ЭДС обеспечивает протекание тока по цепи и обеспечивает разность потенциалов на выводах источника питания. В нашем случае это автомобильная аккумуляторная батарея. Напряжение аккумулятора определяется разностью потенциалов.
ЭДС представляет собой величину, которая равна работе, затрачиваемой на перемещение положительного заряда между выводами источника питания. Значения напряжение и электродвижущей сил между собой неразрывно связаны. Если в аккумуляторе не возникает электродвижущей силы, то на его выводах не будет напряжения. Также следует сказать, что напряжение и ЭДС существуют без прохождения тока в цепи. В разомкнутом состоянии тока в цепи нет, но в аккумуляторе все равно возбуждается электродвижущая сила и на выводах есть напряжение.
Обе величины, ЭДС и напряжение аккумулятора автомобиля измеряются в вольтах. Стоит также добавить, что электродвижущая сила в автомобильном аккумуляторе возникает вследствие протекания внутри него электрохимических реакций. Зависимость ЭДС и напряжения АКБ можно выразить следующей формулой:
E = U + I*R0 где
E – электродвижущая сила;
U – напряжение на выводах батареи;
I – ток в цепи;
R0 – внутреннее сопротивление АКБ.
Как можно понять из этой формулы, ЭДС больше напряжения аккумулятора на величину падения напряжения внутри него. Чтобы не забивать вам голову лишней информацией скажем проще. Электродвижущая сила батареи представляет собой напряжение на выводах АКБ без учёта тока утечки и внешней нагрузки. То есть, если снять аккумулятор с авто и замерить напряжение, то в такой разомкнутой цепи оно будет равно ЭДС.

Для измерения напряжения можно использовать мультиметр
Измерения напряжения производятся такими приборами, как вольтметр или мультиметр. В аккумуляторе величина ЭДС зависит от плотности и температуры электролита. При увеличении плотности электролита растёт напряжение и ЭДС. Для примера, при плотности электролита 1,27 гр./см3 и температуре 18 C напряжение банки АКБ равно 2,12 вольта. А для аккумуляторной батареи, состоящей из шести элементов, значение напряжения будет 12,7 вольта. Это нормальное напряжение автомобильного аккумулятора, который заряжен и не находится под нагрузкой.
Вернуться к содержанию
Нормальное напряжение аккумулятора автомобиля
Напряжение на аккумуляторе автомобиля должно быть 12,6─12,9 вольта, если он полностью заряжен. Замер напряжения АКБ позволяет быстро оценить степень заряженности. Но реальное состояние и изношенность аккумулятора по напряжению узнать нельзя. Чтобы получить достоверные данные о состоянии аккумуляторной батареи, нужно проверить её реальную ёмкость и провести тест под нагрузкой, о котором будет сказано ниже. Советуем прочитать материал о том, как проверить аккумулятор автомобиля на работоспособность.
Однако с помощью напряжения вы всегда можете узнать степень заряженности аккумулятора. Ниже приводится таблица степени заряженности аккумулятора, в которой приводятся значения напряжения, плотности и температуры замерзания электролита в зависимости от заряда батареи.
Плотность электролита, г/см. куб. (+15 гр. Цельсия) | Напряжение, В (в отсутствии нагрузки) | Напряжение, В (с нагрузкой 100 А) | Степень заряда АКБ, % | Температура замерзания электролита, гр. Цельсия |
---|---|---|---|---|
1,11 | 11,7 | 8,4 | 0 | -7 |
1,12 | 11,76 | 8,54 | 6 | -8 |
1,13 | 11,82 | 8,68 | 12,56 | -9 |
1,14 | 11,88 | 8,84 | 19 | -11 |
1,15 | 11,94 | 9 | 25 | -13 |
1,16 | 12 | 9,14 | 31 | -14 |
1,17 | 12,06 | 9,3 | 37,5 | -16 |
1,18 | 12,12 | 9,46 | 44 | -18 |
1,19 | 12,18 | 9,6 | 50 | -24 |
1,2 | 12,24 | 9,74 | 56 | -27 |
1,21 | 12,3 | 9,9 | 62,5 | -32 |
1,22 | 12,36 | 10,06 | 69 | -37 |
1,23 | 12,42 | 10,2 | 75 | -42 |
1,24 | 12,48 | 10,34 | 81 | -46 |
1,25 | 12,54 | 10,5 | 87,5 | -50 |
1,26 | 12,6 | 10,66 | 94 | -55 |
1,27 | 12,66 | 10,8 | 100 | -60 |
Плотность электролита, г/см. куб. (+15 гр. Цельсия) | Напряжение, В (в отсутствии нагрузки) | Напряжение, В (с нагрузкой 100 А) | Степень заряда АКБ, % | Температура замерзания электролита, гр. Цельсия |
Советуем периодически проверять напряжение и заряжать АКБ по мере необходимости. Если напряжение автомобильного аккумулятора упало ниже 12 вольт, его обязательно нужно подзарядить от сетевого зарядного устройства. Эксплуатация его в таком состоянии крайне не рекомендуется.
Эксплуатация батареи в разряженном состоянии приводит к увеличению сульфатации пластин и как следствие, падение ёмкости. Кроме того, это может привести к глубокому разряду, что для кальциевых аккумуляторов смерти подобно. Для них 2─3 глубоких разряда – это прямой путь на свалку.
Напряжение также поможет диагностировать замыкание банок. Напряжение одного заряженного элемента АКБ составляет 2,1─2,15 вольта. Если одна из банок будет замкнута, то измерив суммарное напряжение батареи на выводах, вы сразу сможете понять это. Правда, нужно будет ещё выяснить, какой элемент замкнуло. Обслуживаемые аккумуляторы, которые выпускались раньше, имели выводы для каждого из элементов. Измерив по ним напряжение, можно было установить, где именно замыкание. В современных малобслуживаемых аккумуляторных батареях замкнутую банку можно установить при измерении плотности электролита. В замкнутом элементе плотность будет значительно отличаться от среднего значения по банкам. Советуем также прочитать о причинах перезаряда аккумулятора.
Ну, а теперь о том, а какой инструмент нужен автолюбителю для контроля напряжения и состояния АКБ.
Вернуться к содержанию
Инструменты для контроля напряжения аккумулятора автомобиля
Теперь, когда вы знаете, что такое нормальное напряжение аккумулятора автомобиля, поговорим о его измерении. Для контроля напряжения потребуется мультиметр (ещё называемый тестер) или обычный вольтметр.

Измерение напряжения аккумулятора
Чтобы измерить напряжение мультиметром, нужно перевести его в режим измерения напряжения, а затем щупы приложить к выводам батареи. Аккумулятор должен быть снят с авто или с него сняты клеммы. То есть, измерения проводятся на разомкнутой цепи. Красный щуп идёт на плюсовой вывод, чёрный – на минусовой. На дисплей будет выведено значение напряжения. Если перепутать щупы, ничего страшного не случится. Просто мультиметр покажет отрицательное значение напряжения. Подробнее о норме заряда аккумулятора автомобиля читайте в статье по указанной ссылке.
Есть ещё такой прибор, как нагрузочная вилка. Им также можно измерить напряжение. Для этого в нагрузочной вилке имеется встроенный вольтметр. Но гораздо интереснее для нас то, что нагрузочная вилка позволяет измерять напряжение АКБ в замкнутой цепи с сопротивлением. По эти показаниям можно судить о том, в каком состоянии находится аккумулятор. Фактически, нагрузочная вилка создаёт имитацию пуска двигателя автомобиля.

Нагрузочная вилка
Для измерения напряжения под нагрузкой следует подключить клеммы нагрузочной вилки к выводам АКБ и включить нагрузку на 5 секунд. На пятой секунде смотрите показания встроенного вольтметра. Если напряжение просело ниже 9 вольт, то аккумулятор уже потерял работоспособность и его следует заменить. Конечно, при условии аккумулятор полностью заряжен и в разомкнутой цепи выдаёт напряжение 12,6─12,9 вольта. На работоспособной батарее при подаче нагрузки напряжение сначала просядет где-то до 10─10,5 вольта, а затем начнёт немного расти.
Как видите, напряжение аккумулятора может быть в норме, а вот его состояние неудовлетворительным. Поэтому только по значению напряжения нельзя судить о работоспособности аккумулятора, а лишь о степени его заряженности. Можете также прочитать о причинах разрядки аккумулятора на автомобиле.
Вернуться к содержанию
О чём нужно помнить?
В заключение приведём некоторые советы, которые уберегут вас от ошибок при эксплуатации АКБ:
- периодически измеряйте напряжение аккумулятора и регулярно (раз в 3 месяца) подзаряжайте его от сетевого зарядного устройства;
- держите в исправном состоянии генератор, проводку и регулятор напряжения автомобиля для нормальной зарядки АКБ при поездках. Необходимо регулярно проверять значение тока утечки. Ток утечки аккумулятора автомобиля, норма и его измерение описаны в статье по ссылке;
- проверяйте плотность электролита после зарядки и сверяйтесь с таблицей выше;
- содержите аккумулятор в чистоте. Это снизит ток утечки.
Внимание! Никогда не замыкайте выводы автомобильного аккумулятора накоротко. Последствия будут печальными.
Вот и все, что хотелось сказать о напряжении автомобильного аккумулятора. Если у вас есть дополнения, исправления и вопросы, пишите их в комментариях. Удачной эксплуатации АКБ!
Вернуться к содержанию
Сколько вольт должен показывать заряженный автомобильный аккумулятор
Важнейшим рабочим параметром автомобильного аккумулятора является напряжение. Полностью севшая батарея не только не способна провернуть двигатель внутреннего сгорания, но и не позволит включить даже огни аварийной сигнализации. Чтобы не оказаться в ситуации, когда потребуется заводить машину с толкача или просить «прикуривать», необходимо знать сколько вольт должен показывать полностью заряженный автомобильный аккумулятор.
Почему важно отслеживать уровень заряда аккумулятора
Важно поддерживать необходимый уровень заряда батареи не только во время эксплуатации, но и во время стоянки машины. При длительном хранении АКБ, которая показывает недостаточный уровень напряжения, на свинцовых пластинах будет образовываться оксидная плёнка, которая обладает плохими показателями электропроводимости. По этой причине у аккумулятора заметно снизится ёмкость и общий эксплуатационный ресурс.
В зимнее время года оставление автомобиля на улице с разряженной батареей чревато полным выходом её из строя. Дело в том, что если напряжение на клеммах аккумулятора ниже нормы, плотность электролита существенно снижается и жидкость может полностью замёрзнуть в банках. Лёд расширяясь разрушит внутренние электроды изделия, и батарея окажется полностью неработоспособной.
Низкий уровень заряда батареи во время запуска двигателя приведёт к повышенным длительным нагрузкам на электрическую проводку, щётки электродвигателя стартера и контакты втягивающего реле.
Как проверить уровень заряда
Уровень заряда многих современных моделей аккумулятора можно проверить по встроенному в верхнюю крышку индикатору. Если «глазок» такого устройства зелёного цвета, то аккумулятор находится в полностью заряженном состоянии. Более точно определить значение разности потенциалов на клеммах устройства можно с помощью мультиметра.
Для того чтобы замерить напряжение на аккумуляторе мультиметром достаточно перевести измерительный прибор в режим измерения постоянного тока. Затем подключить чёрный щуп к минусовой клемме батареи, а красный – к положительной. На цифровом дисплее высветится значение электрического напряжения, с точностью до десятых долей вольта.
Если АКБ обслуживаемая, то определить уровень заряда можно с помощью ареометра. В полностью заряженном аккумулятора плотность электролита составит не менее 1,27 г/см3.
Сколько вольт должен показывать полностью заряженный АКБ
Автомобильная аккумуляторная батарея состоит из 6 банок, каждая из которых выдаёт напряжение более 2 вольт. Такие отдельные элементы соединяются последовательно, поэтому в результате напряжение полностью заряженного и исправного аккумулятора всегда превышает значение 12 В.
Без нагрузки
Без нагрузки на клеммах полностью заряженного аккумулятора напряжение составит 12,6 В. На некоторых моделях, а также сразу после зарядки АКБ, это значение может находиться в пределах 12,9 – 13,2 v.

Под нагрузкой
Под нагрузкой напряжение на клеммах может быть существенно ниже номинального. Измерение этого параметра осуществляется с помощью нагрузочной вилки, которая представляет собой вольтметр с низкоомным резистором. Полностью заряженный аккумулятор, должен показывать значение напряжения при подключении измерительного прибора не менее 9 вольт.
Таким образом, при наличии нагрузочной вилки и мультиметра можно всегда точно определить состояние авто аккумулятора, как под нагрузкой, так и без неё.
До скольки вольт АКБ считается еще заряженным
Если аккумулятор уже не заряжен на 100%, то каждому владельцу машины необходимо знать при каких значениях напряжения батарея ещё может эксплуатироваться.
Без нагрузки
Если от источника тока не запитано электрооборудованием машины, то он должен выдавать не менее 11,9.
Под нагрузкой
Под нагрузкой значение разности потенциалов на клеммах не должно опускаться ниже 9 В.
Если показатели напряжения ниже вышеуказанных значений, то АКБ необходимо как можно скорее подключить к зарядному устройству.
При каком напряжении нужно ставить на зарядку
Своевременная подзарядка севшей батареи позволит полностью восстановить её ёмкость и избежать разрушительного воздействия сульфатации и замёршей воды в зимнее время года на свинцовые пластины.
При следующих показателях напряжения на клеммах АКБ в обязательном порядке должна быть поставлена на зарядку:
- Без нагрузки ниже 11,9 В.
- Под нагрузкой ниже 6 В.
Как правило, в таком состоянии аккумуляторная батарея уже не способна справиться с запуском двигателя внутреннего сгорания.
Уровень заряда | 12 Вольт | Плотность электролита |
---|---|---|
Двигатель должен без проблем заводиться | ||
100 % | 12.7 | 1.265 |
95 % | 12.64 | 1.257 |
90 % | 12.58 | 1.249 |
85 % | 12.52 | 1.2451 |
80 % | 12.46 | 1.233 |
75 % | 12.4 | 1.225 |
70 % | 12.36 | 1.218 |
65 % | 12.32 | 1.211 |
60 % | 12.24 | 1.204 |
55 % | 12.1 | 1.197 |
50 % | 12 | 1.19 |
40 % | 11.9 | 1.176 |
Двигатель с трудом может завестись или не завестись | ||
30 % | 11.75 | 1.162 |
20 % | 11.58 | 1.148 |
Батарея полностью разряжена и не подает признаки жизни | ||
10 % | 11.31 | 1.134 |
0 % | 10.5 |
Старайтесь не держать батарею в погранично допустимой зоне.
Как влияет окружающая температура на уровень заряда
При отрицательной температуре воздуха скорость химических реакций существенно замедляется. В результате этого в зимнее время года уровень заряда батареи будет немного ниже, также существенно увеличивается расход электричества за счёт более тяжёлого проворачивания коленвала из-за загустевшего машинного масла.
При эксплуатации в жарком климате нормально заряженная батарея способна отдать большее количество электричества, но в то же время заметно увеличится и саморазряд аккумулятора.
В общем, если АКБ эксплуатируется в экстремальных условиях за её техническим состоянием следует наблюдать более пристально, чем при использовании в рекомендованном заводом-изготовителем диапазоне температур.
Остались вопросы или есть что добавить? Тогда напишите нам об этом в комментариях, это позволит сделает материал более полным и точным.
под нагрузкой, в состоянии покоя
Напряжение и емкость — два главных параметра любого автомобильного аккумулятора. Качество работы батареи зависит именно от них, поэтому водитель должен уметь проверить, насколько высокое в данный момент напряжение у аккумулятора, и является ли оно допустимым. В рамках данной статьи рассмотрим, какое напряжение должно быть у аккумулятора в рабочем состоянии, в том числе и под нагрузкой.
Оглавление: 1. Каким должно быть напряжение аккумулятора 2. Как проверить норму напряжения аккумулятора 3. Напряжение аккумулятора зимой
Каким должно быть напряжение аккумулятора
Нет точного ответа на вопрос, какое напряжение аккумулятора можно считать идеальным. Обычно специалисты ориентируются на показатель необходимого напряжения для пуска двигателя. У заряженной новой аккумуляторной батареи напряжение для старта мотора должно быть на уровне около 12,6 или 12,7 Вольт.
Но не всегда, когда данный показатель выше, это является проблемой. Например, специалисты отмечают, что сразу после заряда аккумуляторной батареи ее напряжение при замере на 0,3-0,5 Вольт больше, чем реальное. При этом напряжение в 13-13,2 Вольт можно назвать допустимым, и даже на некоторых моделях новых батарей можно встретить подобный показатель, заявленный производителем.
Обратите внимание: Если вы хотите узнать реальное напряжение аккумулятора, не производите замер напряжения сразу после зарядки. Наиболее близкие к реальным значения батарея покажет через час-два после зарядки.
Нежелательным для аккумуляторной батареи считается напряжение ниже, чем 12,1 Вольт. Если батарея имеет напряжение ниже данного показателя, необходимо срочно зарядить ее. При эксплуатации батареи с низким напряжением велик риск развития сульфатации пластин, от чего избавиться в будущем будет довольно сложно, и аккумулятор придется менять на новый.
Стоит отметить, что даже с напряжением в 12,1 Вольт можно произвести старт двигателя.
Критическим можно назвать для аккумуляторной автомобильной батареи напряжение в 11,6 Вольт или ниже. Такая батарея не позволит стартовать двигателю, и ее можно считать полностью разряженной.
Важно: Выше приведены цифры, на которые следует ориентироваться. Если говорить о реальном положении дел, то на большинстве автомобилей, которые активно эксплуатируются, напряжение аккумулятора находится на уровне в 12,2-12,5 Вольт. Это вполне допустимые значения для грамотной работы мотора.
Как проверить норму напряжения аккумулятора
Можно выделить три основных вида напряжения автомобильного аккумулятора: номинальное, нормальное (фактическое) и напряжение под нагрузкой.
Номинальное напряжение — это то, которое можно встретить в различной технической литературе, связанной с автомобилями. Каждый водитель знает, что напряжение аккумуляторной батареи — 12 Вольт. Это и есть номинальное напряжение, то есть некое абстрактное значение.
Нормальное рабочее напряжение аккумулятора, как уже рассмотрели выше, находится на уровне от 12,2 до 12,7 Вольт. Это показатель напряжения аккумуляторной батареи без нагрузки.
Напряжение под нагрузкой — один из важнейших параметров, который позволяет диагностировать аккумуляторную батарею на ее работоспособность. Проверка проходит следующим образом:
- Потребуется сам испытуемый аккумулятор (его необходимо снять с автомобиля) и “нагрузочная вилка”;
- Далее на аккумулятор при помощи нагрузочной вилки подают нагрузку, которая в два раза превышает емкость батареи. Пример: Если батарея имеет емкость в 65 Ам/ч, то подать на нее нужно нагрузка в 130 Ампер;
- Нагрузка подается примерно на 3-5 секунд, и в это время нужно следить за показателем вольтметра. Если напряжение не опускается ниже 9 Вольт, это говорит о том, что с батареей все нормально, и она заряжена. При падении напряжения до 5-6 Вольт, можно сказать, что такой батареи требуется зарядка. Если после зарядки вновь напряжение при тестировании опускается до 5-6 Вольт, это указывает на неработоспособность батареи.
Важно: После поданной “нагрузочной вилкой” напряжения через 3-5 секунд напряжение должно восстановиться до нормального значения (от 12,2 до 12,7 Вольт).
Стоит отметить, что напряжение в аккумуляторной батареи зависит от плотности электролита, который в ней находится. В процессе разрядки аккумулятора расходуется кислота, которой в электролите около 35-36% от общего объема. Из-за расхода кислоты снижается уровень плотности. В процессе заряда аккумуляторной батареи происходит восстановление процента кислоты.
Обратите внимание: При снижении плотности электролита снижается напряжение. Можно выделить следующую условную пропорцию: при напряжении аккумулятора в 12,7 Вольт плотность электролита в нем равна 1,27 г/см3.
Напряжение аккумулятора зимой
Снижение температуры окружающей среды приводит к изменению плотности электролита. В зависимости от того, насколько заряжена аккумуляторная батарея, следует делать вывод о реакции напряжения на низкую температура.
То есть, у заряженной батареи зимой повысится плотность, что приведет к повышению напряжения. Если батарея разряжена, то, наоборот, плотность будет снижаться из-за морозов, что может привести к трудностям при пуске двигателя.
Многие водители ошибочно считают, что зимой аккумулятор дополнительно разряжается от морозов. На самом деле это не так, и низкая температура окружающей среды не приводит к снижению параметров аккумулятора, но замедляет скорость химических процессов в нем.

Какое напряжение должно быть на аккумуляторе при работающем двигателе авто
Срок пригодности АКБ автомобиля исчисляется не гарантированными производителем годами, а количеством циклов «разрядка/зарядка». Чем грамотнее организованы эксплуатация и обслуживание аккумулятора, тем реже придется покупать новый. Вопрос о номинале напряжения на клеммах батареи волнует многих автомобилистов.
Каким оно должно быть в «статике», знают все – порядка 12,6 В. Это норма. А его величина при работающем двигателе авто? Изменится она или нет, и если да, то в какую сторону? Вот с этим и разберемся.
Если к аккумулятору нет претензий, то проверка напряжения на его клеммах при работающем двигателе позволяет диагностировать генератор. То есть определить, насколько корректно последний функционирует, и вообще, дает он зарядку или нет.
Однозначного ответа по поводу уровня напряжения на аккумуляторе авто не даст ни один специалист. Основная причина – неизвестно, какой режим работы двигателя подразумевается и включены (или нет) остальные потребители эл/энергии. К таковым относятся (кто забыл) – фары, подсветки с поворотниками, печка и ряд других, в зависимости от модели авто. На величину зарядного тока (следовательно, и напряжения на аккумуляторе) частично влияет и температура воздуха. Это мало кто принимает во внимание, но именно данный фактор приводит к некоторому разбросу в показаниях прибора.
Попробуем обобщить все данные по значениям напряжения на аккумуляторе (в В):
Двигатель авто не работает
У хорошего аккумулятора (о его выборе читайте здесь) на клеммах, как минимум, должно быть 12,4. Нормой считается напряжение 12,5 – 13. Более низкое значение свидетельствует о высокой степени разрядки. Еще одна причина – снижение емкости из-за начала сульфатации пластин, например. А это уже «звоночек» для хозяина машины. Тем более что при напряжении = 12 и ниже авто завести довольно проблематично, особенно при наступлении холодов.
Двигатель работает
Нормой считается напряжение 13,5 – 14.
Превышение значения (например, до 14,2) – признак сильной разрядки аккумулятора (о правилах зарядки читайте здесь). В этом случае генератор вынужден давать повышенный ток. Это основная причина. Для авто, оборудованных различной электроникой, есть и вторая. Датчики температуры в холодном помещении могут корректировать режим генератора. Результат тот же – завышенное напряжение на клеммах аккумулятора.
Чем это чревато? Если минут через 8 (±2) уровень напряжения придет в норму, то все в порядке. Электроника авто сработала. А если этого не происходит, то вероятный результат – «выкипание» электролита и перезаряд батареи.
Пониженное напряжение на аккумуляторе при работающем двигателе (менее 13) – свидетельство, что режим заряда АКБ не соответствует норме. Какие могут быть причины?
Во-первых, в самой батарее. Выработка ресурса, сульфатация – основные проблемы, с которыми чаще всего сталкиваются владельцы авто.
Во-вторых, или плохо работает генератор, или неисправность в эл/цепи. Например, повышенный ток утечки при снижении сопротивления изоляции. Как правило, дефекты в оплетке проводов, которые приводят к пробою и короткому замыканию.
В-третьих, проблема с контактами. Это следует проверить сразу же. Снять клеммы, осмотреть их и выводы АКБ на предмет окисления. При необходимости – зачистить, плотно затянуть крепеж.
Как проверить напряжение на аккумуляторе — смотрите видео:
Полезные советы
- Использовать возможности бортового ПК для замера напряжения на аккумуляторе нецелесообразно. Результат будет отличаться от истинного значения из-за специфики включения компьютера в бортовую сеть. Следовательно, погрешностей не избежать. А приблизительные данные, учитывая некоторый разброс параметров, владельцу авто мало о чем скажут.
- В нормальной работе генератора и хорошем состоянии АКБ можно убедиться так. Выключить всех потребителей и завести двигатель. Мультиметр должен показать порядка 13,6±1. Далее поочередно что-либо из приборов эл/сети включается. К примеру, фары, потом ближний свет. Каждый из эл/приборов «сажает» напряжение на 0,2. Но суммарно – не менее чем до 12,8. Иначе аккумулятор довольно быстро разрядится.
- Даже если АКБ соответствует всем описанным требованиям, комплексную проверку следует проводить регулярно. Хороший аккумулятор должен напряжение «держать». Если авто не эксплуатировалось, а, к примеру, через несколько дней мультиметр показал значение существенно меньшее, чем при предыдущем испытании, значит, батарея уже «на пределе». С ней нужно быть особенно аккуратным.
Автор обращает внимание, что все рекомендации – довольно приблизительные, обобщенные. Но именно такие простые методики позволяют даже малоопытным владельцам авто понять, в каком состоянии аккумулятор, работает ли генератор и насколько корректно производится подзарядка АКБ. Для более детального исследования всех составных частей бортовой эл/сети нужно обращаться к специалистам.
График заряда аккумулятора| Напряжение и удельный вес батареи 12 В

«Состояние заряда» (SOC) батареи — это показатель оставшейся энергии (в процентах). Это похоже на указатель уровня топлива. Измерение и знание SOC батареи или батарейного блока полезно при использовании альтернативной энергии или в любой другой ситуации, когда вам необходимо знать ее состояние.
Есть несколько способов определить SOC батареи.
1. Измерьте химический состав батареи (удельный вес) ареометром (точный метод).
2. Измерьте его напряжение вольтметром при разомкнутой цепи, без нагрузки (общее приближение).
3. Отслеживайте ток, протекающий в батарее и выходящий из нее, с помощью «шунта» и соответствующей измерительной цепи (общей для альтернативных систем).
((Аккумуляторный ареометр))
Посмотреть самый популярный ареометр на AMZN
Я составил следующую диаграмму состояния заряда батареи, которая показывает степень заряда (в процентах) в зависимости от напряжения или удельного веса батареи.Напряжения и удельный вес указаны для батареи на 6 или 12 вольт, а также для батарейных блоков на 24 и 48 вольт.
Таблица представлена ниже. Но сначала несколько важных замечаний и оговорок…
Как я сделал диаграмму состояния заряда аккумулятора
Как я определил значения напряжения:
Я исследовал как можно больше производителей аккумуляторов в отношении их собственных опубликованных данных SOC. Некоторые немного отличались друг от друга в отношении значений SOC.Однако я усреднил их всех вместе, чтобы получить диаграмму, которая представляет то, что я считаю хорошим ОБЩИМ показателем.
Измерения напряжения батареи приблизительные
Примечание: Измерения напряжения являются приблизительными для определения SOC. Измерение напряжения аккумулятора — НЕ самый точный способ сделать это (необходимо учитывать переменные). Но хорошее обобщение. Более точный метод — измерить удельный вес каждой ячейки в батарее.Однако для многих батарей это сложно или невозможно (например, батареи AGM). Многие (большинство) альтернативных энергосистем включают шунт постоянного тока, который отслеживает SOC, отслеживая ток, протекающий в батарее или банке батарей и выходящий из них, что является очень точным способом отслеживания состояния заряда.
Измерение в состоянии покоя «Обрыв цепи»
Примечание: Для большей точности при измерении напряжения батареи батарея должна быть в состоянии «разомкнутой цепи» (в состоянии покоя или в состоянии покоя).Это означает, что аккумулятор НЕ должен находиться под нагрузкой и НЕ должен заряжаться. Чтобы быть в некоторой степени точным, аккумулятор должен быть в таком состоянии в течение часа или двух, прежде чем проводить измерение, а для более точного измерения вы должны подождать от 6 до 24 часов.
Зависимость напряжения аккумулятора от температуры
Примечание: Напряжение батареи зависит от температуры. Фактически, хорошие зарядные системы (альтернативные энергосистемы) имеют встроенную температурную компенсацию. Данные о напряжении в таблице ниже указаны производителем.листовые листы (близость к комнатной температуре).
Наконечник для ареометра
Примечание: При измерении удельного веса (залитые / мокрые батареи глубокого цикла) при отборе пробы из батареи сначала наполните и слейте воду из ареометра несколько раз, прежде чем останавливаться после измерения.
Держите уровень заряда выше 50%
Примечание: Для увеличения срока службы батарейки должны оставаться в зеленой зоне (40% или более SOC). Случайные переходы в желтый цвет могут не причинить вреда, но постоянные разряды до такого уровня значительно сократят срок службы батареи.Вообще говоря, чем меньше вы разряжаете аккумулятор перед подзарядкой, тем дольше он прослужит. Большинство систем, работающих на альтернативных источниках энергии, рассчитаны на поддержание уровня заряда батарей не менее 50% или выше.
Это НЕ напряжение зарядки
Примечание: 100% напряжение НЕ является рекомендуемым зарядным напряжением (которое будет выше и многоступенчатым). См. Рекомендации производителя аккумулятора относительно зарядки.
«Умное» зарядное устройство на 12 В с очень высоким рейтингом:
((Самое популярное зарядное устройство на amzn))
ТАБЛИЦА ЗАРЯДА АККУМУЛЯТОРА
Напряжение холостого хода или удельный вес на элемент

Загрузить полноразмерный PDF (состояние заряда аккумулятора)
Если вы точно знаете свой аккумулятор, вы можете найти соответствующую информацию о напряжении на их веб-сайте.Но диаграмма выше дает общее представление о состоянии заряда.
(Эта статья была обновлена с момента ее первоначальной публикации)
.Рекомендациипо продлению срока службы батареи ИБП
Прогнозируемый срок службы свинцово-кислотной батареи (VRLA) в ИБП APC by Schneider Electric составляет от 3 до 5 лет при рекомендуемых условиях; однако эта продолжительность жизни будет сильно колебаться в зависимости от следующих факторов. Если вы будете проактивны и осведомлены об этих характеристиках и условиях, это обеспечит вам максимальный срок службы батареи и готовность к любым неминуемым сбоям питания.

Размещение
При установке ИБП пользователь должен определить, где установить устройство, чтобы наилучшим образом обеспечить защиту питания ИТ-оборудования в помещении. Рекомендуется устанавливать ИБП в среде с контролируемой температурой, аналогичной предполагаемой. ИБП нельзя размещать рядом с открытыми окнами или в местах с повышенным содержанием влаги; в окружающей среде не должно быть чрезмерного количества пыли и едких паров.
Не включайте ИБП в местах, где температура и влажность выходят за указанные пределы.Вентиляционные отверстия спереди, сбоку или сзади устройства не должны быть заблокированы. Дальнейшее обсуждение стратегий охлаждения можно найти в Белой книге 68 «Стратегии охлаждения для коммутационных шкафов и небольших помещений ИТ ».
Техническое обслуживание
Большинство однофазных батарей ИБП классифицируются как «не требующие обслуживания», что заставляет многих пользователей думать, что в мониторинге и обслуживании батарей ИБП нет необходимости, однако это не так. Необслуживаемая батарея относится только к тому факту, что эти батареи не требуют замены жидкости, поэтому важно понимать, как правильно ухаживать за батареями и контролировать их.
Температура окружающей среды
Все батареи имеют номинальную емкость, которая определяется в соответствии с заданными условиями. Номинальная емкость батареи ИБП основана на температуре окружающей среды 25 ° C (77 ° F). Эксплуатация ИБП в этих условиях продлит срок службы ИБП и приведет к оптимальной производительности.
Хотя ИБП будет продолжать работать при различных температурах, важно отметить, что это, вероятно, приведет к снижению производительности и сроку службы вашей батареи.Общее правило, о котором следует помнить, заключается в том, что на каждые 8,3 ° C (15 ° F) температуры окружающей среды выше 25 ° C (77 ° F) срок службы аккумулятора сокращается на 50 процентов. Следовательно, поддержание комфортной температуры ИБП имеет решающее значение для продления срока службы и возможностей ИБП.
Велоспорт
Когда происходит сбой питания, ИБП автоматически переключается на питание от батареи, чтобы обеспечить питание подключенного оборудования (нагрузки). После восстановления электроснабжения батарея ИБП автоматически перезарядится, чтобы подготовиться к следующему отключению электроэнергии, этот процесс известен как цикл разряда.Химический состав батареи VRLA, такой как батарея, используемая в однофазном ИБП, требует, чтобы батарея могла пройти только определенное количество циклов разрядки / перезарядки, прежде чем она достигнет конца своего срока службы, и ее необходимо заменить.
При установке батарея заряжена на 100 процентов от своей номинальной емкости, однако каждая разрядка и последующая зарядка немного уменьшают относительную емкость батареи. Продолжительность цикла разрядки будет определять, насколько уменьшится емкость аккумулятора. Хотя цикличность является необходимой частью работы ИБП, знание частоты циклов поможет спрогнозировать срок службы ИБП.

Химия батарей
Установлено, что батарея требует замены по истечении срока ее полезного использования, который определяется как период, когда она больше не может обеспечивать 80% своей номинальной емкости. Когда батарея достигает вышеупомянутой точки, процесс деградации ускоряется, и требуется замена батареи. Важно отметить, что, хотя срок службы батареи определяется как потеря 20% или более ее номинальной емкости, влияние на фактическое время работы ИБП может быть намного больше.
Аккумулятор
- Проактивные владельцы ИБП могут попытаться приобрести запасную батарею до того, как она понадобится, чтобы избежать потенциальных последствий простоя. Хотя это приемлемая и даже рекомендуемая практика, есть несколько важных факторов, которые следует учитывать при размещении батареи ИБП на хранение.
- Срок службы неиспользованной батареи неизбежно сократится. Свинцово-кислотные батареи, подобные тем, которые используются в ИБП, испытывают автоматический саморазряд, поэтому рекомендуется заряжать аккумулятор, находящийся на хранении, каждые 3–4 месяца.Отсутствие заряда батареи ИБП приведет к необратимой потере емкости в течение 18-30 месяцев.
- Если вы не хотите или не можете заряжать аккумулятор во время хранения, рекомендуется хранить аккумулятор при температуре 50 ° F (10 ° C) или ниже. Это замедлит цикл деградации аккумулятора и поможет максимально продлить срок его службы. ИБП
- и связанные с ними батареи рассчитаны на долговечность и надежность; однако продление срока службы вашего устройства требует от пользователя должной осторожности.Большинство пользователей знают, что батареи в конечном итоге потребуют замены, однако многие упускают из виду важность обслуживания батареи. Температура и частота циклов — две характеристики, за которыми следует наиболее внимательно следить, однако нельзя упускать из виду важность периодических проверок, размещения и хранения.
Батареи, которые служат дольше всех и обеспечивают наилучшую производительность — это неизменно те, которые требуют наилучшего обращения и ухода.Обеспечение оптимального контроля за аккумулятором ИБП должно быть простым; просто убедитесь, что вы понимаете обсуждаемые факторы и что ваш план является простым, последовательным и проактивным по своей природе.
.