Транспортный и пешеходный светофор: Конспект и презентация занятия на тему «Светофор пешеходный и транспортный» – ГОСТ 25695-91 Светофоры дорожные. Типы.
Конспект и презентация занятия на тему «Светофор пешеходный и транспортный»
МОАУ «Средняя общеобразовательная школа № 37 г. Орска»
Конспект занятия по правилам дорожного движения для 1 класса
из раздела «Я – пешеход» (Тема предыдущего занятия «Причины, по которым дети попадают в ДТП». Занятие сопровождается презентацией).
Подготовила:
учитель I квалификационной категории
О. В. Селиверстова,
МОАУ «СОШ № 37 г. Орска»
Тема: Светофор пешеходный и транспортный. Особенности сигналов светофора и действия пешеходов в соответствии с ними.
Цель: Формирование знаний о пешеходном и транспортном светофорах, особенностях их сигналов и действиях пешеходов в соответствии с этими сигналами.
Задачи:
1. Вспомнить причины, по которым дети попадают в ДТП.
2. Познакомить с историей светофора.
3. Изучить особенности сигналов пешеходного и транспортного светофоров и действий пешеходов в соответствии с ними.
Ход занятия:
I. Организационный:
Начинается урок.
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давайте
И на уроке не зевайте.
II. Проверочный.
На прошлом уроке мы с вами выясняли причины, по которым младшие школьники чаще всего попадают в ДТП. Сегодня я хочу проверить, как же вы их усвоили, и как будете вести себя на дороге в определённых ситуациях. Я вам буду показывать фотографии или картинки, а вы должны будете вспомнить, о чем мы говорили на прошлом уроке и что в данном случае может привести к ДТП. Внимание на экран.
Что здесь может спровоцировать ДТП с участием ребёнка? (Слайд 2.)
(Рост ребенка – серьезное препятствие для обзора окружающей обстановки. Из-за стоящих транспортных средств ему не видно, что делается на дороге, в тоже время он сам не виден из-за машин водителям).
(Поле зрения у детей уже, чем у взрослых. Транспортные средства слева и справа остаются ребенком не замеченными. Он видит только то, что находится напротив).
(Ребёнок плохо распознаёт источникки звуков.
(Дорогу надо не только видеть, но и слышать. Нельзя переходить доргу в наушниках и с телефоном перед глазами).
(Дети не в состоянии на бегу сразу же остановиться. Поэтому на крик родителей или сигнал автомобиля они реагируют со значительным опозданием).
(Их внимание концентрируется не на предметах, представляющих опасность, а на тех, которые в данный момент интересуют его больше всего. Заметив предмет или человека, который привлекает его внимание, ребенок может устремиться к ним, забыв обо всем на свете. Догнать приятеля, уже перешедшего на другую сторону дороги, или подобрать укатившийся мячик для ребенка гораздо важнее, чем надвигающееся транспортное средство).
(Реакция у ребенка, по сравнению со взрослыми, более замедленная. Взрослому, чтобы отреагировать на опасность требуется 0,8 — 1 сек.,
ребёнку необходимо 3 — 4 сек. Чтобы отличить движущийся автомобиль от стоящего, семилетнему ребенку требуется до 4 секунд!)
Итак, подведём итог, почему же дети часто попадают в ДТП? А как этого избежать?
III. Подготовительный.
Неприятностей на дороге нам помогают избежать наши друзья – помощники. Кто это? (Инспекторы ГИБДД, дорожные знаки, светофор).
Чтобы узнать, о каких помощниках будет идти речь, отгадайте загадки.
(Слайд 9)
Три разноцветных круга
Мигают друг за другом.
Светятся, моргают –
Людям помогают.
Красным глазом засияет –
Нам идти не разрешает,
А зелёный глаз зажжёт –
Иди смело, пешеход…
Речь идёт об одинаковых светофорах или разных? Что обозначают их сигналы?
Какова тема нашего занятия?
(Светофор пешеходный и транспортный. Особенности сигналов светофора и действия пешеходов в соответствии с ними).
(Мы узнаем о пешеходном и транспортном светофорах, особенностях их сигналов и действиях пешеходов в соответствии с этими сигналами).
(Мы познакомимся с историей светофора. Поговорим об особенностях сигналов пешеходного и транспортного светофоров и действиях пешеходов в соответствии с ними).
ФИЗМИНУТКА
«Светофор»
Красный свет нам говорит:
Стой! Опасно! Путь закрыт!
Желтый свет-предупрежденье:
Жди сигнала для движенья.
Зеленый свет открыл дорогу:
Переходить ребята могут!
-Ребята! На красный свет нужно стоять на месте,
На желтый хлопать в ладоши, а на зеленый — шагать на месте.
(Учитель показывает разные цвета светофора)
IV. Основной.
(Ответы детей)
После того как во второй половине 19 века наряду с конными экипажами на дорогах городов появились первые автомобили, возникла необходимость упорядочить дорожное движение, так как все его участники передвигались в разных направленияъ и с разной скоростью.
Первый светофор был установлен в Лондоне напртив здания Парламента 10 декабря 1868 года. Он был похож на железнодорожный семафор и им управлял полицейский. (Слайд 10)
Но 2 января 1869 года произошла трагедия – светофор взорвался и полицейский был тяжело ранен и скончался в больнице. Идею про светофор забыли на 40 лет.
В 1910 году в Чикаго была запатентована механическая модель светофора без участия человека.
В 1914 году в Америке изобрели электрический светофор, но он оставался двуглазый – зелёный и красный. Вместо жёлтого сигнала регулировщик подавал сигнал свистком.
В 1920 году в Детройте и НЬЮ – Йорке появились электрические трёхглазые светофоры.
Первый светофор в России был в форме круга. Регулировщик поворачивал стрелку на нужный цвет. (Слайд 11). Позже появился электрический светофор (Слайд 12).
А это современные светофоры. Давайте разберёмся в их сигналах. (Слайд 13).
У транспортного светофора загорелся красный цвет. Как ведут себя машины? А люди? (Слайд 14).
У транспортного светофора загорелся жёлтый цвет. Как ведут себя машины? А люди? (Слайд 14).
У транспортного светофора загорелся зелёный цвет. Как ведут себя машины? А люди? (Слайд 14).
Когда у транспортного светофора загорается зелёный цвет, какой цвет загорается у пешеходного светофора? Как поступают пешеходы? (Слайд 15)
Когда у транспортного светофора загорается красный цвет, какой цвет загорается у пешеходного светофора? Как поступают пешеходы? (Слайд 15)
Сделайте вывод, каковы особенности сигналов транспортного и пешеходного светофоров, и как ведут себя пешеходы, когда загораются определённые сигналы транспортного и пешеходного светофоров. (Ответы детей)
V. Контрольный.
Почему людям понадобился светофор?
Когда и где был установлен первый светофор? Как он выглядел?
Почему про него забыли на 40 лет?
Что из себя представлял первый светофор в России?
Как выглядят современные светофоры?
А сейчас я проверю, как вы усволи всё, что мы узнали о сигналах светофора. Ответ вы будете не говорить, а показывать сигнальными карточками.
Какой свет нам говорит:
«Вы постойте — путь закрыт!»? (Дети поднимают красную карточку)
Какой свет нам говорит:
«Проходите — путь открыт!»? (Дети поднимают зелёную карточку)
Свет зелёный — ехать можно.
Приготовься, осторожно —
Жёлтый. Красный — значит стой.
Вот такой язык простой.
Вёл с машиной разговор
На дороге… (Хором – СВЕТОФОР) (Слайд 16)
VI. Итоговый.
VII. Рефлексия.
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я научился…
У меня получилось…
Я смог…
Я попробую…
Меня удивило…
Мне захотелось…
VII. Домашнее задание:
Светофор пешеходный: виды и фото
Идея установки светофора на уличных перекрестках для регулирования движения транспорта принадлежит лондонцу Джону Пику Найту. По профессии он был специалистом по железнодорожным семафорам.
Несколько исторических фактов
Первый из светофоров был сконструирован и установлен на улице Лондона в 1868 году. Сигналы в нём переключались вручную двумя стрелками. Горизонтальное их положение обозначало «стоп», под углом в 45 град. — разрешение осторожного движения. Для различения в ночной темноте семафорных сигналов пользовались газовым фонарем. Вращаясь, он светил зеленым либо красным цветом.
Автоматическая система переключения светофорных сигналов была изобретена и запатентована в Чикаго в 1910 году. Через пару лет водители познакомились с первым электрическим светофором, имеющим сигнальные фонари привычного нам ныне зеленого и красного цветов. Как ни странно, данное изобретение в то время не было запатентовано.
Какими были первые светофоры
Понемногу улицы крупнейших американских городов (Кливленда, Нью-Йорка, Детройта) стали обзаводиться светофорами. Большинство из них имело два сигнала — красный и зеленый, запускаемые специально приставленными для этого полицейскими, сидящими на перекрестках в стеклянных будках.
Затем, в 1920 году в конструкциях их начали использовать и желтый сигнал. В Европе первые светофоры были установлены в Париже, Гамбурге и городах Англии. Конструкции с обратным отсчетом возникли лишь в 1998 году, произошло это во Франции.
В нашей стране установка первых светофоров пришлась на начало тридцатых годов прошлого века. Самый первый был установлен в Ленинграде на пересечении улиц, известных ныне в качестве Невского и Литейного проспектов. Произошло это в начале 1930 года. Примерно через год заработал первый экземпляр светофора в Москве, на перекрестке Кузнецкого моста и ул. Петровки.
Роль светофоров для современного транспорта
В наши дни движение на дорогах немыслимо без такого мощного средства его планирования и организации, как светофоры. Главными задачами их является оптимизация качества движения на дорогах и достижение высокого уровня безопасности. Светофорное регулирование — важнейший инструмент общей концепции транспортного движения, состоящий из мероприятий по оптимальной организации распределения потоков транспорта, безопасности пешеходов и велосипедистов и использования конкретных маршрутов транспортными средствами.
В целях безопасности устанавливаются они в тех местах, где высока вероятность ДТП, снизить которую можно лишь устройством постоянного регулирования. А также в случаях, когда другие мероприятия (установка запрещающих и ограничивающих скорость движения знаков, устройство нерегулируемых переходов для пешеходов) являются недостаточно эффективными.
Светофоры в обязательном порядке положено устанавливать в местах, где часто не соблюдается правило приоритета при проезде перекрестков. А также там, где движение характеризуется высокой скоростью либо интенсивностью, при ограниченной видимости и затруднениях в определение правил приоритета проезда, при малой пропускной способности дорожного участка.
Другая их роль
Транспортные светофоры, помимо того, выполняют определенные экологические задачи. Например, так называемая зеленая волна имеет целью поддержать однородную скорость транспортного потока и снизить число остановок.
При этом меньше расходуется топлива, снижается объем выделяемых выхлопов и шум от движущегося транспорта. Данный фактор немаловажен в крупных городах на улицах с интенсивным движением. Большую роль играют светофоры также в обеспечении безопасности велосипедистов и пешеходов.
Какими они бывают
По виду и назначению существует огромное множество моделей светофоров. Есть модификации со стрелками и без, двумя либо тремя световыми сигналами, устанавливаемые на железнодорожных переездах или велосипедных дорожках. Всё это — транспортные светофоры. Светофор пешеходный устраивается исключительно для безопасного движения по проезжей части людей.
Самые привычные, широко распространенные виды их, — дорожные уличные. Пешеходный переход со светофором можно встретить на дороге любой страны.
Как устроен светофор
Как известно, в конструкциях для автомобилей обычно используются все три традиционных цвета — зеленый, желтый и красный. Когда светофор вертикальный, красный всегда сверху, зеленый — снизу. При горизонтальном расположении его левее всего расположен красный, справа — зеленый. Часть автомобильных снабжено дополнительной секцией.
В чём назначение желтого сигнала? Для автомобильных светофоров это обозначает следующее: проезд за стоп-линию разрешен, но скорость проезда на участок, регулируемый светофором, должна быть непременно пониженной. То есть водитель обязан быть готовым к переключению светофора на красный цвет. Данный сигнал в ряде конструкций может быть и оранжевого цвета.
Виды регулирования
Регулировка движения при помощи светофоров также может быть различной. При постоянном регулировании его режим не подлежит изменению и не зависит от времени суток или дня недели. Другой вид — адаптивное. Оно в определённой мере зависит от величины транспортного потока. При этом может меняться либо последовательность, либо количество, либо продолжительность фаз переключения сигналов.
При других формах адаптивного регулирования меняться могут все три показателя. Режим, именуемый зеленой волной, возможен лишь при постоянном регулировании либо адаптивном с изменяющейся продолжительностью световых фаз.
А что для людей?
Рассмотрим теперь нетранспортный — пешеходный светофор. Устанавливаются они на официально зарегистрированных пешеходных переходах. Как правило, оборудованы они всего двумя сигналами — разрешающим и запрещающим. По внешнему виду конструкции для людей могут немного различаться между собой. Самый известный светофор пешеходный — в форме человеческих силуэтов — зеленого (идущего) и красного (стоящего).
В других странах могут быть и иные обозначения. Например, в Штатах красным сигналом служит поднятая ладонь. Порой вместо ладони либо человечков можно увидеть надписи «стойте» и «идите». На улицах Осло запрещающий сигнал пешеходного светофора выглядит, как пара стоящих рядом красного цвета человеческих фигурок.
Все данные сложности подразумевают удобство для людей с дефектами зрения или страдающих дальтонизмом, то есть плохо различающих цвета. В этих же целях в большинстве стран обычно световые сигналы пешеходного светофора дублируются звуковыми.
Поговорим о его конструкции
Какова же конструкция пешеходного светофора? Здесь имеется несколько вариантов. Один из них — на основе ламп накаливания либо галогенных. Светофор пешеходный в данном случае состоит из собственно лампы с отражателем, светофильтра, линзы Френеля и защитного козырька.
Другие получившие широкое распространение светофоры сконструированы на основе светодиодов. Они обладают определенными преимуществами, а именно: более ярким цветом, пониженной вероятностью паразитной засветки. Кроме того, они меньше подвержены разрушению — в случае выхода из строя отдельного светодиода вся остальная конструкция сохраняет работоспособность.
К тому же конструкция подобного светофора является более простой и состоит из светодиодной матрицы, антивандального стекла и козырька.
Пешеходные светофоры Т 7
По статистике четверть всех наездов на пешеходов происходит на переходах для них, не имеющих светофоров. В сумерках и ночью водителям порой бывает трудно вовремя заметить пешеходный переход. Что же можно сделать для повышения уровня безопасности нерегулируемых переходов?
Наилучший выход на настоящий момент — оборудование таких переходов светофорами типа T7. Это светодиодные конструкции желтого цвета. Они способны быть увиденными водителем издалека. А путем импульсной светодиодной индикации такой светофор в сумерках или в темноте безошибочно предупредит водителя о приближении пешеходного перехода и необходимости снижения скорости. В результате по сигналу такого пешеходного светофора переходить дорогу намного безопаснее.
Такой светофор питается от электросети, затраты на его установку в основном приходятся на процедуру прокладки кабеля и стоимость последнего.
Светофор на солнечной батарее
Еще более эффективным решением может быть устройство светодиодного светофора, работающего от солнечной батареи. Себестоимость его установки вполовину меньше таковой при прокладке кабеля и укладывается в сумму 40-50 тыс. р. К тому же происходит существенная экономия средств на электричестве.
Светофор пешеходный на солнечных батареях в наши дни — достижение самых передовых технологий. Установка такой конструкции не подразумевает копку траншеи, подключение кабеля к электросети и его защите, оплаты электроэнергии.
В чем преимущества?
Не знают себе равных комплект из светодиодного светофора и мини-электростанции солнечного типа. Такой светофор на пешеходном переходе может быть помещен на сам дорожный знак и начнет работать сразу же после установки. Время работы его в автономном режиме — не менее 8 лет без какого-либо обслуживания.
Благодаря низкому энергопотреблению такие светофоры долговечны, аккумуляторная батарея его может работать без подзарядки на солнечных лучах в течение трех суток.
В светлое время суток аккумулятор заряжается от мощной солнечной батареи. Процесс зарядки происходит даже зимой или в пасмурную погоду. Благодаря встроенному контроллеру полного разряда батареи никогда не происходит.
Напоследок стоит упомянуть о том, что в России имеется даже специальный памятник светофору! Скульптура установлена в 2006 году на улице города Новосибирска.
Светофор пешеходный и транспортный.
Тема занятия: «Светофор пешеходный и транспортный. Сигналы светофора и действия пешеходов в соответствии с ним».
Образовательная цель: создать условия для формирования знаний о видах светофоров и сигналах светофора.
Развивающая цель: содействовать развитию новой социальной роли младшего школьника как участника дорожного движения, формированию умения планировать и оценивать результаты своего поведения.
Воспитательная цель: способствовать воспитанию культуры поведения учащихся на дорогах и улицах нашего города.
Формирование УУД:
Личностные: формирование умения оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией, мотивация к целенаправленной познавательной деятельности, самоанализ и самоконтроль результата.
Регулятивные: определение целей учебной деятельности, формирование умения соотносить сигналы светофора с особенностями своего поведения как участника движения.
Познавательные: умение извлекать информацию из текста и иллюстраций,
различать виды светофоров, сигналы светофора, умение на основе анализа объектов делать выводы.
Коммуникативные : участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной речи, умение слушать и понимать других
Основные понятия: «светофор», «сигналы светофора», «транспортный», «пешеходный».
1.Мотивационный этап.
-Здравствуйте, ребята, я рада вас видеть, и очень хочу работать с вами.
Посмотрите друг на друга, и улыбнитесь своему товарищу. Вот мы и зарядились хорошей энергией на всё занятие. Сегодня на занятии мы отправляемся в гости к царю всех дорог.
Настрой на урок
Смотрят и улыбаются товарищу.
Регулятивные УУД:
самостоятельно организовать своё рабочее место
2.Формулировка темы и цели занятия.
Перед началом урока я раздала вам круги разного цвета.
Назовите эти цвета.
Что могут обозначать эти цвета?
Кого можно назвать царем дорог? Отгадайте загадку.
Есть у этого царя,
Вам секрет открою сразу,
Три сокровища, не зря
Бережет их пуще глаза.
Три заветные вещицы
Три заветных огонька –
Красный, желтый и зеленый
И без них ему нельзя!
-Попробуйте сформулировать тему нашего занятия.
Что именно нам нужно знать о светофоре?
О чём мы сегодня будем говорить?
Ответы детей:
Красный, зелёный, жёлтый.
Это цвета светофора.
Светофор
Мы сегодня будем говорить о светофоре и его сигналах, чтобы повторить,
что обозначает каждый цвет светофора
Познавательные УУД:
формируем умение извлекать информацию из текста
Коммуникативные УУД:
умение слушать и понимать других
Личностные УУД:
мотивация к целенаправленной познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД:
участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной речи.
Регулятивные УУД:определять цель учебной деятельности.
3. Этап актуализации знаний.
— Какие светофоры вы знаете?
— Да, светофор бывает транспортный и пешеходный.
— Как правильно называются три заветных огонька у транспортного светофора?
-Сейчас мои помощники расскажут вам об этом в стихах.
Физкультпауза
Игра «Красный, желтый, зеленый»
Учитель показывает детям разные сигналы светофора, а ребята выполняют следующие движения: зелёный свет – топают ногами, жёлтый – хлопают в ладоши, красный – не двигаются
Ответы детей.
Светофор бывает транспортный и пешеходный.
Сигналы светофора: красный сигнал, желтый сигнал и зеленый сигнал.
Чтение стихов
Ученик 1
Внимание, глядит в упор на вас трехглазый светофор-
Зелёный, жёлтый, красный глаз.
Он каждому дает приказ.
Различать ты должен ясно –
Цвет зеленый, желтый, красный.
Ученик 2
На дорогах с давних пор
Есть хозяин – Светофор!
Перед вами – все цвета.
Им представиться пора!
Ученик 3
Загорелся красный цвет –
Стой и жди – дороги нет!
Ученик 4 Жёлтый глаз твердит без слов:
К переходу будь готов!
Ученик 5
На зелёный свет – вперед!
Путь свободен. Переход.
Ученик 6
Перейти через дорогу
Вам на улице всегда
И подскажут, и помогут
Эти яркие цвета.
Ребята выполняют следующие движения: зелёный свет – топают ногами, жёлтый – хлопают в ладоши, красный – не двигаются
Познавательные УУД:
определять круг своего незнания, самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, умения различать виды светофоров, сигналы светофора
КоммуникативныеУУД:
формируем умение слушать и понимать других
Регулятивные УУД:формируем умения соотносить сигналы светофора с особенностями своего поведения как участника движения
4 .Этап открытия новых знаний и способов действий.
—Как называется этот светофор? (Учитель показывает транспортный светофор)
-Сейчас вы поработаете в парах. Найдите правильные светофоры, объясните свой выбор.
-А теперь каждый поработает самостоятельно с раскраской.
Ответы детей
Транспортный.
Работа в парах с раздаточным материалом «Найди правильный светофор»
(Из предложенных светофоров дети выбирают 2 правильных и объясняют свой выбор)
Самостоятельная работа
(индивидуальная ) с раскраской
Оценка своей работы.
Коммуникативные УУД:умение слушать и понимать других, умение совместно договариваться
Познавательные УУД:формируем умения различать сигналы светофора
5. Этап закрепле
ния получен
ных знаний.
— Давайте выучим небольшое стихотворение.
— А теперь ещё раз проверим , как вы запомнили сигналы светофора?
Учитель называет цвета светофора
Молодцы! В некоторых местах есть светофор для пешеходов (на нем обычно нарисован человечек).
— А теперь проверим, знаете ли вы секрет сигналов пешеходного светофора?
Светофор мигает нам
По утрам и вечерам.
Днем мигает, даже ночью
Этот стражник спать не хочет –
Красный глаз его горит?
Что вам это говорит?
Вот зеленый глаз горит
Что вам это говорит?
Разучивание стихотворения
Мы запомним с детских лет:
Красный свет – движенья нет,
Жёлтый – стой, смотри вокруг,
А зелёный – лучший друг!
Гимнастика для глаз «Красный, желтый, зеленый»
Учащиеся делают гимнастику для глаз: желтый – моргают, красный – закрывают глаза, зеленый – открывают).
Ответы детей
Регулятивные УУД:формируем умения соотносить сигналы светофора с особенностями своего поведения как участника движения
Познавательные УУД:формируем умения различать виды светофоров, сигналы светофора
6. Рефлексия
-Ребята, оцените свою работу на уроке. Зелёный – я всё понял и у меня хорошее настроение. Жёлтый – я не всё понял – я потренируюсь, и у меня всё получится, красный – сегодня у меня не получилось, но в следующий раз обязательно получится.
Личностные УУД: самоанализ и самоконтроль результата.
Сигналы светофора и регулировщика — Энциклопедия журнала «За рулем»
ПДД > Сигналы светофора и регулировщикаВ этом разделе приведены только те пункты части ПДД «Дорожные знаки и разметка», в которых люди, изучающие «Правила», часто путаются, не понимают и т.д. То есть, только то, что требует разъяснения. Остальное учащийся в состоянии изучить самостоятельно.
Начнем с самого важного:
— Напомним, что светофор и регулировщик отменяют действие знаков приоритета. То есть при работе светофора или регулировщика знаки просто игнорируете. При решении задач имеет смысл закрывать их ладонью, чтобы не путали.
— Сигналы регулировщика главнее сигналов светофора. Так что если сигналы светофора противоречат движениям регулировщика, следуем указаниям регулировщика.
— И светофор, и регулировщик действуют только на первое пересечение проезжих частей.
— Въезжать на перекресток на желтый свет допускается только для предотвращения экстренного торможения. Речь идет о старых светофорах, без табло-счетчиков и мигающего «зеленого».
— Если автомобиль занял перекресток и не успел его покинуть до переключения цикла светофора (например, при повороте налево, пережидая встречных), то он обязан его покинуть даже на красный сигнал светофора. Такие же действия — покинуть перекресток — водитель обязан произвести и при запрещающем сигнале регулировщика.
— Если проезжая часть сразу после перекрестка занята затором (пробкой), занимать перекресток запрещено. Можно повернуть на свободные улицы или остаться на месте.
— Светофор имеет три состояния: включен и работает в нормальном режиме, выключен и мигает одним только жёлтым, и испорчен. В последнем случае чаще всего он вообще не горит, или горят не все секции. Или, наоборот, горит сразу несколько, или даже все. В любом случае, выключенным считается светофор, мигающий жёлтым. И если в экзаменационном билете ГИБДД нарисован светофор с горящим желтым сигналом — это значит только одно: он выключен.
Светофор
- Светофор железнодорожный.
Бывает трех видов, с бело-лунным сигналом и без него, с двумя или одним красным сигналом.
Бело-лунный мигающий сигнал разрешает движение, красный мигающий — запрещает.
Через переезд запрещает движение красный сигнал светофора при любом положении шлагбаума, опущенный шлагбаум при любом сигнале светофора, а также регулировщик при любом положении шлагбаума и сигнале светофора. То есть любой из запретов перекрывает движение через переезд.
- Светофор маршрутного транспорта, движущегося по выделенной полосе.
Обычно такие светофоры бело-лунного цвета устанавливают для трамваев. Но они могут использоваться для любого маршрутного транспорта, который движется по выделенной полосе.
Принцип регулирования очень прост: верхний сигнал указывает направление, а нижний разрешает движение. Если нижний сигнал не горит — движение запрещено. Горящий нижний вместе с верхним средним разрешает движение прямо, горящий нижний вместе с левым — налево. И так далее.
В верхнем ряду может гореть сразу несколько сигналов, разрешая двигаться в нескольких направлениях.
- Светофор реверсивный.
Такие светофоры устанавливают над полосой реверсивного движения.
1. Движение по реверсивной полосе разрешено в единственном случае: когда горит зеленая стрелка.
2. Горит красный крест — движение запрещено.
3. Все сигналы выключены, светофор не работает — движение запрещено.
4. Горит желтая стрелка — необходимо перестроиться на правую нереверсивную полосу — движение запрещено.
- Светофор традиционный трехсекционный.
Ученики при решении экзаменационных билетов, и, что еще хуже, при реальном вождении, порой забывают о том, что разрешающий сигнал светофора не всегда на самом деле разрешает движение. Из головы выскакивает расположение автомобиля на проезжей части и ограничивающие знаки.
В самом общем случае, при двухполосном двустороннем движении, автомобиль может двигаться на зеленый сигнал светофора в любом направлении — прямо, направо, налево и развернуться.
Если полос больше, то поворачивать направо можно только из правой полосы, а поворачивать налево и разворачиваться — из левой.
Наличие предписывающего знака «движение только прямо» разрешает двигаться на зеленый сигнал светофора только в прямом направлении.
Точно так же нельзя забывать учитывать действие других предписывающих знаков…
…и знаков особых предписаний, указывающих направление движения по полосам.
Сигналы светофора
Зеленый сигнал разрешает движение
Зеленый мигающий разрешает движение и предупреждает, что скоро сигнал будет сменен на желтый.
Жёлтый сигнал запрещает движение и предупреждает о том, что сигнал будет сменен на красный или зеленый.
Тем, кто не в состоянии остановиться перед перекрестком без экстренного торможения, движение через перекресток разрешено.
Желтый мигающий сигнал разрешает движение и предупреждает, что светофор выключен и перекресток нерегулируемый.
Красный сигнал запрещает движение.
Красный одновременно с желтым запрещает движение и предупреждает, что скоро будет включен зеленый сигнал. В некоторых местах еще остались старые светофоры, работающие в таком режиме — после смены красного цикла при переключении на желтый, красный сигнал не гаснет, а продолжает гореть одновременно с желтым, до момента включения зеленого.
Сигналы в виде стрелок аналогичны по действию предписывающим знакам — разрешают движение только в указанном направлении.
Сигналы красного и желтого цвета с такими стрелками предупреждают о том, что движение будет разрешено лишь в указанных стрелками направлениях.
- Светофор с дополнительными секциями.
Если на основной секции светофора нанесены стрелки в виде черных контуров, это значит, что кроме этой основной имеется еще и дополнительная секция, причем она непременно будет указывать другие направления движения, чем те, что нанесены контурной стрелкой на основной секции.
В последнее время появились светофоры с красным кольцом, означающим, что дополнительная секция присутствует, и что проезд по указанному на ней направлении запрещен.
Если на дополнительной секции сигнал выключен, то движение в этом направлении запрещено.
И только когда на дополнительной секции сигнал включен, то движение в этом направлении разрешено.
При горящем красном основном сигнале и зеленой дополнительной секции — самое бесправное положение, водитель обязан уступить дорогу всем. То есть автомобилям, движущимся с любых направлений. Это надо запомнить накрепко!
Назовем такое сочетание сигналов бесПРАВный ПРАВый.
Трамвай в ситуации при основном красном и дополнительном зеленом также уступает дорогу.
Напомним, что трамвай уступает дорогу только в трёх случаях:
— Под знак «уступи дорогу»
— При выезде из трамвайного депо,
— И при горящем основном красном и зеленой стрелке.
Также бывает, что каждой полосой управляет отдельный светофор. Тогда светофоров столько же, сколько полос на проезжей части.
На некоторых перекрестках разрешен поворот направо на красный сигнал светофора. В этом случае на них установлена такая стрелка, нередко — с соответствующей надписью.
Встречаются светофоры, у которых «красный» в основной секции горит всегда, включаются и выключаются только дополнительные «стрелки» (обычно, поворот направо). Бывают и такие светофоры, у которых всегда включен «зеленый» в основной секции, и управление потоками осуществляется тоже только стрелками. Это просто надо знать. И это не должно сбивать с толку.
За рубежом встречаются весьма чудные светофоры, этот, например, установлен в Зальцбурге, в Австрии. Комментарии излишни.
Регулировщик
С регулировщиком путаницы возникает больше всего, причем не только у учащихся, но и бывалых водителей, а порой — и у самих регулировщиков.
Между тем, ничего сложного тут нет — разобраться нам помогут, как обычно, иллюстрации, а к ним мы добавим забавные считалочки.
Жезл только в правой руке, и никак иначе. Даже если регулировщик — левша.
Положений у регулировщика всего три.
— Рука вверх — запрещает движение всем, включая трамваи и пешеходов. Ехать можно в единственном случае — для того, чтобы покинуть перекресток.
— Два других положения разрешают движение, их мы рассмотрим ниже. Заметим лишь, что позиция (2) — руки в сторону или по швам — представляют из себя одно и то же положение регулировщика.
Трамвай.Для трамвая и автомобиля при одних и тех же жестах регулировщика разрешено движение по разным траекториям.
С трамваем всё предельно просто, если воспользоваться мнемоническим правилом «из рукава в рукав». То есть трамвай в один рукав въезжает, а из другого — выезжает. Руки, опущенные по швам при этом приравниваются к рукам, расставленным в стороны. Это всё, что надо знать о трамвае.
Теперь — автомобиль.
Настало время первой считалочки. Запоминаем: Грудь, спина для водителя — стена.
То есть прямо ехать «на грудь» и «в спину» запрещено. Это касается всех положений регулировщика, кроме первого. В первом, как вы помните, вообще нельзя ехать.
Сейчас фигура вторая — положение регулировщика с руками в стороны или по швам.
В таком положении, когда регулировщик стоит к вам боком (не важно, левым или правым) — вы можете ехать прямо и направо.
Со стороны груди и спины ехать на регулировщика нельзя.
Пешеходы могут переходить дорогу прямо. Автомобиль, сворачивая направо, пропускает пешеходов (это логично: ведь он пересекает их путь следования по тротуару).
Трамвай, следуя «из рукава в рукав», может ехать только прямо.
Полностью картинка выглядит так. Со спины и груди ехать нельзя, с любого бока — можно, прямо и направо.
Первая считалочка помогла.
Фигура вторая. Положение регулировщика с правой рукой, вытянутой вперед.
Для этого положения есть другая считалочка:
Если жезлом тычут в рот — —
только правый поворот.
Если жезлом целят вправо —
Ехать не имеешь права.
Если жезл смотрит влево —
Поезжай как королева!
Здесь «жезлом тычут в рот». Значит, можно поворачивать направо. И только.
Кстати, это единственно исключение из первой считалочки, которая запрещает ехать со стороны груди и спины. Других исключений нет.
«Жезл смотрит влево». Можно ехать «как королева» — куда вздумается: прямо, направо, налево и развернуться.
Заметим, однако, что тут работает первая считалочка — «спина для водителя стена». Объезжать регулировщика сзади, заезжая ему за спину, запрещено. Да и ему самому страшно будет — кто там едет на него со спины?
Теперь объединим всех водителей на перекрестке.
Получается (сверху по часовой стрелке):
— «Жезлом целят вправо» — ехать нельзя.
— «Спина — для водителя стена» — ехать нельзя
— «Жезл смотрит влево» — все направления королевы.
— «Жезлом тычут в рот — это правый поворот».
Всё предельно просто.
Однако при решении билетов и — особенно — вождении, нельзя забывать о расположении автомобиля на проезжей части и дорожных знаках.
Этот автомобиль расположен в правой полосе. И, несмотря на то, что регулировщик разрешает ехать в любом направлении, как королеве, водитель не имеет права поворачивать налево и разворачиваться из своей правой полосы. Ему разрешается ехать только прямо и направо. А для того, чтобы повернуть налево, водитель должен был заблаговременно перестроиться в левую полосу.
Этот автомобиль может ехать только прямо и налево. Поворот направо он совершить не может, так как стоит в левой полосе, а поворачивать направо можно только из крайне правой. А разворот запрещает знак 3.19
Материалы изложены на основе программы, разработанной преподавателями автошколы МГУ
Правила применения дорожных светофоров
ВЫДЕРЖКА ИЗ ГОСТ Р 52289-2004
7.1 Общие требования
7.1.1 Группы, типы, исполнения дорожных светофоров (далее — светофоры) должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 52282, приложение Д. В процессе эксплуатации техническое состояние светофоров должно отвечать требованиям ГОСТ Р 50597.
7.1.2 Светофоры применяют для регулирования очередности пропуска транспортных средств и пешеходов, а также для обозначения опасных участков дорог.
7.2 Условия применения светофоров
7.2.1 Светофоры Т.1 и Т.1.г применяют на перекрестках в случае одновременного пропуска транспортных средств во всех разрешенных направлениях с данного подхода к перекрестку и на регулируемых пешеходных переходах, расположенных между перекрестками.
Допускается применение этих светофоров перед железнодорожными переездами в населенных пунктах (по согласованию с организациями, содержащими железнодорожные переезды), пересечениями дороги с трамвайными линиями, перед пересечениями велосипедной дорожки с проезжей частью, в местах сужения проезжей части для попеременного пропуска встречных потоков транспортных средств.
7.2.2 Светофоры Т.1.п, Т.1.л и Т1.пл применяют для раздельного пропуска транспортных средств в определенных направлениях с данного подхода к перекрестку в случаях, если по техническим или экономическим соображениям невозможно применение светофоров Т.2.
7.2.3 Светофоры Т.2 применяют для регулирования движения в определенных направлениях в случаях, когда движущийся по их разрешающему сигналу транспортный поток не имеет пересечений (слияний) в пределах перекрестка с транспортными потоками других направлений движения, а также пересечений с пешеходными потоками (бесконфликтное регулирование). В этом случае каждому направлению движения транспортных средств должен соответствовать свой светофор.
Светофоры Т.2 допускается оборудовать табличкой белого цвета размером 400х400 мм с изображением черной стрелки(ок), указывающей(их) направления движения, которые регулируются данным светофором (рисунок В.23).
7.2.4 Светофоры Т.1 любых исполнений и Т.2 с рассеивателями диаметром 300 мм устанавливают:
— на дорогах вне населенных пунктов;
— на магистральных дорогах скоростного и регулируемого движения и улицах общегородского значения по СНиП 2.07.01 [2] и площадях;
— на городских улицах и дорогах прочих категорий с допустимой скоростью движения транспортных средств более 60 км/ч.
Светофоры Т.1 любых исполнений и Т.2 с рассеивателями диаметром 300 мм (красный сигнал) и 200 мм (желтый и зеленый сигналы) устанавливают на второстепенных дорогах и улицах перед пересечениями с перечисленными дорогами и улицами.
Светофоры Т.1 любых исполнений и Т.2 с рассеивателями диаметром 200 мм устанавливают во всех остальных случаях.
7.2.5 Совместная установка светофоров Т.1 любых исполнений и Т.2 на одном подходе к перекрестку допускается, когда транспортные потоки, регулируемые светофорами Т.1, отделены приподнятыми направляющими островками, островками безопасности или разделительными полосами от потоков, регулируемых светофорами Т.2.
7.2.6 Светофоры Т.3 любых исполнений допускается применять в качестве повторителей сигналов светофоров Т.1 таких же исполнений, если их видимость для водителя транспортного средства, остановившегося у стоп-линии на крайней полосе проезжей части данного направления, затруднена. Светофоры Т.3 любых исполнений устанавливают на одной стойке со светофорами Т.1 таких же исполнений.
Допускается применять светофор Т.3 (вместо светофора Т.9) для регулирования движения велосипедистов в местах пересечения велосипедной дорожки с проезжей частью дороги или регулируемым пешеходным переходом. В этом случае светофор должен быть снабжен табличкой белого цвета размером 200х200 мм с изображенным на ней велосипедом черного цвета.
7.2.7 Светофоры Т.4 любых исполнений применяют для регулирования движения на отдельных полосах проезжей части при организации реверсивного движения.
Въезды в тоннели с искусственным освещением оборудуют этими светофорами, если тоннель имеет длину более 300 м или расположен на горизонтальной кривой, а также по условиям безопасности движения.
7.2.8 Светофоры Т.5 применяют только для бесконфликтного регулирования движения трамваев, а также маршрутных автобусов и троллейбусов, движущихся по специально выделенной полосе.
7.2.9 Светофоры Т.6 любых исполнений и светофоры Т.10 применяют для регулирования движения через железнодорожные переезды. Необходимость и порядок их размещения определяются соответствующими нормативно-техническими документами.
Светофоры Т.6 любых исполнений, кроме того, применяют для регулирования движения через разводные мосты и на причалах паромных переправ. Допускается применять их в местах выезда на дорогу транспортных средств оперативных служб.
7.2.10 Светофоры Т.7 применяют для обозначения нерегулируемых перекрестков и пешеходных переходов.
7.2.11 Светофоры Т.8 допускается применять для регулирования движения на внутренних территориях предприятий, организаций, а также при временном сужении проезжей части для организации реверсивного движения по одной полосе.
7.2.12 Светофоры Т.9 применяют для регулирования движения велосипедистов в местах пересечения велосипедной дорожки с проезжей частью дороги или регулируемым пешеходным переходом.
7.2.13 Светофоры П.1 и П.2 применяют для регулирования движения пешеходов через дорогу на регулируемых перекрестках и пешеходных переходах вне перекрестков.
Светофоры с рассеивателями диаметром 300 мм (размером 300х300 мм) устанавливают на дорогах, имеющих четыре и более полос для движения в данном направлении, светофоры с рассеивателями диаметром 200 мм (размером 200х200 мм) — на дорогах с меньшим числом полос.
7.2.14 Светофоры Т.1 любых исполнений, Т.2, П.1 и П.2 применяют для регулирования движения на перекрестках и в иных местах, где пересекаются в одном уровне транспортные потоки, а также транспортные и пешеходные потоки. Указанные светофоры применяют при наличии хотя бы одного из следующих четырех условий:
Условие 1. Интенсивность движения транспортных средств пересекающихся направлений в течение каждого из любых 8 ч рабочего дня недели не менее значений, указанных в таблице 10.
Таблица 10 — Интенсивность движения транспортных потоков пересекающихся направлений
Число полос движения в одном направлении
|
Интенсивность движения транспортных средств, ед./ч
|
||
Главная дорога
|
Второстепенная дорога
|
по главной дороге в двух направлениях
|
по второстепенной дороге в одном, наиболее загруженном, направлении
|
1
|
1
|
750
|
75
|
|
|
670
|
100
|
|
|
580
|
125
|
|
|
500
|
150
|
|
|
410
|
175
|
|
|
380
|
190
|
2 и более
|
1
|
900
|
75
|
|
|
800
|
100
|
|
|
700
|
125
|
|
|
600
|
150
|
|
|
500
|
175
|
|
|
400
|
200
|
2 или более
|
2 или более
|
900
|
100
|
|
|
825
|
125
|
|
|
750
|
150
|
|
|
675
|
175
|
|
|
600
|
200
|
|
|
525
|
225
|
|
|
480
|
240
|
Условие 2. Интенсивность движения транспортных средств по дороге составляет не менее 600 ед./ч (для дорог с разделительной полосой — 1000 ед./ч) в обоих направлениях в течение каждого из любых 8 ч рабочего дня недели. Интенсивность движения пешеходов, пересекающих проезжую часть этой дороги в одном, наиболее загруженном, направлении в то же время составляет не менее 150 пеш./ч.
В населенных пунктах с числом жителей менее 10000 чел. значения интенсивности движения транспортных средств и пешеходов по условиям 1 и 2 составляют 70% от указанных.
Условие 3. Значения интенсивности движения транспортных средств и пешеходов по условиям 1 и 2 одновременно составляют 80% или более от указанных.
Условие 4. На перекрестке совершено не менее трех дорожно-транспортных происшествий за последние 12 мес, которые могли быть предотвращены при наличии светофорной сигнализации. При этом условия 1 или 2 должны выполняться на 80% или более.
7.2.15 Необходимость введения светофорного регулирования в местах пересечения дороги с велосипедной дорожкой должна рассматриваться в случае, если интенсивность велосипедного движения превышает 50 вел./ч.
7.2.16 Светофоры Т.1 любых исполнений, Т.2, Т.9 (или Т.3 любых исполнений), П.1 и П.2 также допускается применять в случаях, не предусмотренных 7.2.14 и 7.2.15, в частности, если расстояние между соседними регулируемыми перекрестками, включенными в систему координированного управления движением, превышает 800 м.
7.2.17 Реверсивное регулирование с применением светофоров Т.4 любых исполнений вводится на дорогах с тремя и более полосами для движения в обоих направлениях при соответствующем технико-экономическом обосновании.
7.2.18 Светофоры Т.7 применяют, если интенсивность движения транспортных средств и пешеходов составляет не менее половины от норм для условий 1 и 2 по 7.2.14 или не обеспечена видимость для остановки транспортного средства, движущегося со скоростью, разрешенной на предыдущем участке дороги перед перекрестком или пешеходным переходом.
7.2.19 На участках сужения дорог светофоры Т.8 применяют, если имеется только одна полоса для движения в обоих направлениях и движение из-за ограниченной видимости не может быть организовано с помощью знаков 2.6 и 2.7 по 5.3.10.
7.2.20 Перед мостовыми сооружениями светофоры Т.8 устанавливают, если несущая способность этих сооружений не позволяет осуществлять одновременный пропуск потоков транспортных средств встречных направлений.
7.3 Порядок установки светофоров
7.3.1 При установке транспортных светофоров (кроме Т.3 любых исполнений, Т.9, П1 и П2) должна быть обеспечена видимость их сигналов с расстояния не менее 100 м с любой полосы движения, на которую распространяется их действие. Если данное условие выполнить невозможно, устанавливают знак 1.8 «Светофорное регулирование» по 5.2.11.
Сигналы дополнительной секции светофоров Т.1п, Т.1л, Т.1пл и сигнал светофора Т.9 должны распознаваться на расстоянии не менее 50 м.
Для улучшения видимости дополнительной секции светофоры Т.1.п, Т.1.л и Т.1.пл оборудуют экранами белого цвета прямоугольной формы с закругленными углами, выступающими за габариты светофора на 120 мм. Допускается форма экрана, повторяющая контуры светофора.
7.3.2 При установке светофоров Т.3 любых исполнений должна быть обеспечена видимость их сигналов для водителя транспортного средства, остановившегося перед знаком 6.16 «Стоп-линия» или разметкой 1.12 «Стоп-линия» на крайней полосе, ближайшей к этому светофору.
7.3.3 Светофоры Т.4 любых исполнений устанавливают перед въездом на полосу и на протяжении всего участка дороги над каждой полосой с реверсивным регулированием. При этом с места установки каждого светофора должна быть обеспечена видимость сигналов следующего по ходу движения светофора.
В случае применения в тоннелях светофоров Т.4 их устанавливают в начале тоннеля над каждой полосой движения.
7.3.4 Светофоры П.1 и П.2 устанавливают на тротуарах с обеих сторон проезжей части, а при наличии разделительной полосы или приподнятого островка безопасности — и на них, если число полос движения в одном направлении более двух (рисунок В.24а).
При установке пешеходных светофоров должна быть обеспечена видимость их сигналов пешеходами с противоположной стороны проезжей части дороги.
Пешеходными светофорами оборудуют все пешеходные переходы, расположенные на регулируемом перекрестке.
7.3.5 Высота установки светофоров от нижнего края корпуса до поверхности проезжей части (рисунок В.23) составляет:
1) для транспортных светофоров (кроме Т.3 всех исполнений, Т.5 и Т.9):
— при установке над проезжей частью — от 5 до 6 м. Допускается устанавливать светофоры над проезжей частью на высоте от 6 до 8 м для соблюдения требований 6.2.14;
— при установке сбоку от проезжей части — от 2 до 3 м;
2) для светофоров Т.3 любых исполнений, Т.9 — от 1,5 до 2,0 м;
3) для светофоров Т.5 — от 2 до 4 м;
4) для пешеходных светофоров — от 2,0 до 2,5 м.
Светофоры различных типов, устанавливаемые на одной опоре и обращенные к участникам движения одного направления, размещают относительно друг друга по вертикали в последовательности (снизу вверх): Т.3 любых исполнений, П.1 (П.2), Т.1 (Т.1.п, Т.1.л, Т.1.пл) или Т.2, Т.5
7.3.6 Опорные конструкции, используемые для крепления светофоров, устанавливают вне проезжей части дороги, их элементы, находящиеся над проезжей частью, не должны быть ниже края корпуса светофора, размещаемого над проезжей частью по 7.3.5.
7.3.7 Расстояние от края проезжей части до светофора, установленного сбоку от проезжей части, должно составлять от 0,5 до 2,0 м.
Расстояние от ближнего края проезжей части до светофора, установленного над проезжей частью, должно быть не менее 4 м
При обеспеченной видимости сигналов пешеходного светофора допускается его устанавливать на расстоянии до 5 м от края проезжей части.
7.3.8 Расстояние от пешеходных светофоров до ближайшей границы пешеходного перехода должно быть не более 1 м
На протяжении одной дороги высота установки транспортных светофоров и их удаление от проезжей части должны быть по возможности одинаковы.
7.3.9 Светофоры устанавливают на расстоянии не менее 1 м от контактных проводов трамвая или троллейбуса до любой точки корпуса светофора.
7.3.10 Транспортные светофоры (кроме Т.1.г) устанавливают сбоку от проезжей части перед перекрестком или над проезжей частью (кроме Т.3, Т.6, Т.10). Светофор Т.1.г устанавливают только над проезжей частью.
Справа от проезжей части данного направления устанавливают светофоры Т.1, Т.1.п, Т.1.пл, Т.2 со стрелками «прямо», «направо», «прямо и направо», Т.3, Т.3.п, Т.6, Т.7, Т.8, Т.9 и Т.10. Светофоры Т.1.л, Т.2 со стрелками «налево» или «прямо и налево» и Т.3.л устанавливают слева на разделительной полосе, направляющем островке или островке безопасности, при одностороннем движении — слева от дороги.
На дорогах с двусторонним движением при отсутствии перед перекрестком разделительной полосы, направляющих островков или островков безопасности допускается установка светофора Т.1.л справа, если число полос в данном направлении в населенных пунктах не более трех (вне населенных пунктов — не более двух), в противном случае Т.1.л размещают над проезжей частью. Светофоры Т.2 со стрелками «налево», «прямо» или «прямо и налево» в этих случаях устанавливают над проезжей частью.
Если режим работы светофорного объекта предусматривает различную длительность и (или) последовательность светофорных сигналов для каждой из полос движения, то светофоры Т.2 устанавливают над соответствующими полосами движения.
Светофор Т.5 устанавливают справа или над специально выделенной полосой для маршрутных транспортных средств. При регулировании движения трамваев допускается установка светофоров Т.5 между путями.
Допускается устанавливать светофоры Т.7 на приподнятом центральном островке, островке безопасности или над центром перекрестка.
7.3.11 Светофоры Т.1 любых исполнений и Т.2, установленные сбоку от проезжей части, дублируют.
Дублирующий светофор устанавливают на перекрестке или непосредственно за ним с учетом наилучшей видимости сигнала светофора водителем.
При наличии разделительных полос, направляющих островков или островков безопасности дублирующие светофоры (кроме Т.1.п, Т.2 со стрелкой «направо») устанавливают на перекрестке, за ним между проезжими частями или слева от перекрестка. При этом установка дублирующего светофора слева за перекрестком допускается, если проезжая часть во встречном направлении имеет не более трех полос движения, а интенсивность движения по каждой полосе составляет не более 500 ед./ч.
Светофоры Т.1.п и Т.2 (со стрелкой «направо») дублируют, если поворот направо осуществляется в два ряда и более. Дублирующие светофоры устанавливают на перекрестке или непосредственно за ним между проезжими частями или справа. При установке светофора справа число полос в попутном направлении должно быть не более трех, а интенсивность движения по каждой полосе составляет не более 500 ед./ч.
При отсутствии разделительных полос, приподнятых направляющих островков или приподнятых островков безопасности дублирующие светофоры устанавливают непосредственно за перекрестком: Т.1.п или Т.2 (со стрелкой «направо») — справа, остальные — слева в случае, если число полос в данном направлении не превышает трех, а интенсивность движения по каждой полосе составляет не более 500 ед./ч (рисунок В.23а).
7.3.12 При несоблюдении условий, перечисленных в 7.3.11, светофоры (кроме Т.3 любых исполнений) устанавливают над проезжей частью (рисунок В.23б).
Светофоры, расположенные над проезжей частью, допускается не дублировать.
7.4 Режимы работы светофоров
7.4.1 Все светофоры, установленные на одном светофорном объекте (кроме светофоров Т.4 любых исполнений), должны работать во взаимосогласованных режимах.
Любой светофорный объект, входящий в систему координированного управления движением, должен иметь возможность работать в индивидуальном (резервном) автоматическом режиме, независимо от работы других светофорных объектов.
7.4.2 Для светофоров Т.1, Т.3 любых исполнений, Т.2 и Т.9 соблюдают последовательность включения сигналов: красный — красный с желтым — зеленый — желтый — красный… При этом длительность сигнала «красный с желтым» должна быть не более 2 с, длительность желтого сигнала во всех случаях должна быть 3 с. Если расчетная длительность промежуточного такта превышает указанные значения, то длительность красного сигнала увеличивают на время превышения. Это требование не распространяется на находящиеся в эксплуатации контроллеры, не способные делить промежуточный такт.
Допускается последовательность включения сигналов: красный — зеленый — желтый — красный+ если светофорный объект не включен в систему координированного управления движением.
7.4.3 Режим работы светофорной сигнализации с использованием светофоров Т.1, Т.3 (любых исполнений), Т.2, Т.8 и Т.9 может предусматривать мигание зеленого сигнала в течение 3 с непосредственно перед его выключением с частотой 1 миг./с (допускается отклонение от указанной частоты ±10%), для светофоров П.1 и П.2 такой режим является обязательным.
Для информирования водителей и пешеходов о времени, оставшемся до окончания горения зеленого сигнала, допускается применение цифрового табло.
На пешеходных переходах, которыми регулярно пользуются слепые и слабовидящие пешеходы, дополнительно к светофорной сигнализации применяют звуковую сигнализацию, работающую в согласованном режиме с пешеходными светофорами.
7.4.4 В период снижения интенсивности движения до значений менее 50% для условий 1 и 2 по 7.2.14 светофоры Т.1 и Т.3 (любых исполнений), Т.2 и Т.9 переводят на режим мигания желтого сигнала с частотой, указанной в 7.4.3 для зеленого сигнала.
По условиям обеспечения безопасности движения допускается оставлять эти светофоры в режиме трехцветной сигнализации в течение суток.
7.4.5 Последовательность включения сигналов светофоров Т.4, Т.8 — поочередное включение красного и зеленого сигналов, а для светофора Т.4.ж — красного, зеленого и желтого сигналов в соответствии с режимом регулирования.
Последовательность включения сигналов светофоров Т.5 определяется схемой организации движения.
Светофоры Т.6, Т.6.д, Т.7 и Т.10 должны обеспечивать попеременное включение двух сигналов или мигание одного сигнала с частотой, указанной в 7.4.3 для зеленого сигнала.
Последовательность включения сигналов пешеходных светофоров: красный — зеленый — красный+ в соответствии с рабочим режимом светофорного объекта.
7.4.6 При регулировании движения светофорами Т.1.п, Т.1.л и Т.1.пл недопустимо постоянное действие какой-либо комбинации сигналов (например, красный сигнал с сигналом дополнительной секции).
Занятие по внеурочной деятельности на тему «Регулирование дорожного движения. Светофоры»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 16»
имени Романа Георгиевича Цецульникова
Занятие по внеурочной деятельности «По радуге дорожного движения»
1 класс
Тема: «Регулирование дорожного движения. Светофоры»
Учитель: Скрипунова С. М.
г. Кемерово, 2015
Цели:
Объяснить назначение светофоров.
Рассказать о значении сигналов транспортного и пешеходного светофоров.
Научить переходить улицу по зелёному сигналу транспортного светофора и разрешённому сигналу пешеходного светофора.
Воспитывать уважение к правилам дорожного движения.
Формировать УУД:
Личностные УУД: умение проявлять познавательную инициативу, высказывать свою точку зрения; осознание ответственности за своё здоровье.
Регулятивные УУД: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать правильность выполнения своих действий.
Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать речь других, уважать иную точку зрения; строить монологическое высказывание.
Познавательные УУД: выбирать наиболее безопасный путь из дома в школу и обратно; действовать по алгоритму безопасного поведения на дорогах.
Оборудование.
Модели трёхсекционного светофора и пешеходного светофоров.
Наглядно — дидактическое пособие «Правила маленького пешехода» (карточки № 6, 7, 8)
Ход занятия:
I. Организационный момент.
— Ребята, сегодня у нас интересное занятие по правилам дорожного движения.
II. Постановка цели.
— Отгадайте загадку и тогда вы узнаете, о чём пойдёт речь на занятии:
Встало с краю улицы
В длинном сапоге
Чучело трёхглазое на одной ноге.
Где машины движутся,
Где сошлись пути,
Помогает улицу людям перейти. (Светофор.)
— Правильно, светофор – это один из верных друзей на дорогах.
Звучит песня о светофоре (музыка и текст Олеси Емельяновой). Дети подпевают и маршируют.
Может светофор трёхглазый
Говорить со всеми сразу.
Без труда его поймёт
И шофёр, и пешеход!
Для машин зажжётся красный –
Пешеходам безопасно!
Для машин зелёный свет –
Пешеходам хода нет!
Если жёлтый загорится,
Жди, какой потом включится!
Кто запомнит это, тот
И проедет и пройдёт!
Правила дорожные
Не такие сложные!
Правила дорожные
Не такие сложные!
III. Актуализация знаний.
— Вспомните, ребята, правила перехода дороги.
Учащиеся рассказывают памятку «Как переходить дорогу»:
— Перед дорогой остановись;
— Посмотри налево;
— Посмотри направо;
— Посмотри ещё раз налево;
— Убедись, что машины остановились;
— Переходи спокойно и внимательно дорогу.
— Молодцы, ребята!
IV. Открытие нового.
Беседа о назначении транспортного светофора, о значении его сигналов.
— Светофоры устанавливают на перекрёстках для регулирования движения. Они являются надёжным средством регулирования дорожного движения, если правильно выполнять их сигналы.
— Какие виды светофоров вы знаете? (Транспортный и пешеходный.) Сколько сигналов у транспортного светофора? Расскажите, что они означают?
— Вы, ребята, верно рассказали, что означают сигналы транспортного светофора: зелёный сигнал разрешает движение; зелёный мигающий сигнал информирует, что время его действия истекает и вскоре будет включен запрещающий сигнал; жёлтый сигнал не разрешает движение и предупреждает о предстоящей смене сигналов; жёлтый мигающий сигнал разрешает движение и информирует о наличии нерегулируемого перекрёстка или пешеходного перехода, предупреждает об опасностях; красный сигнал, в том числе и мигающий, запрещает движение. Светофор – это полностью автоматически запрограммированный световой прибор. А много десятилетий тому назад светофор переключался вручную.
Чтение учащимися стихотворения о транспортном светофоре.
Светофор
Стоп, машина! Стоп, мотор!
Тормози скорей, шофер!
Красный глаз глядит в упор –
Это строгий Светофор.
Вид он грозный напускает,
Ехать дальше не пускает.
Обождал шофер немножко,
Снова выглянул в окошко.
Светофор на этот раз
Показал зеленый глаз,
Подмигнул и говорит:
«Ехать можно, путь открыт».
Красный, желтый и зеленый,
Он на всех глядит в упор.
Перекресток оживленный,
Неспокоен светофор.
Старики идут и дети –
Не бегут и не спешат.
Светофор для всех на свете
Настоящий друг и брат.
По сигналу светофора
Через улицу идем.
И кивают нам шоферы:
«Проходите, подождем».
На красный свет — дороги нет,
На желтый — подожди.
Когда горит зеленый свет,
Счастливого пути!
Рисование учащимися транспортного светофора.
Беседа о назначении пешеходного светофора.
— Сколько сигналов у пешеходного светофора? Расскажите, что они означают.
— Правильно: сигналы светофора выполнены в виде силуэта пешехода. Зелёный сигнал разрешает движение, а красный сигнал запрещает движение.
Физкультминутка.
Постовой стоит упрямый,
Людям машет: не ходи!
Здесь машины едут прямо.
Пешеход, ты погоди!
Посмотрите: улыбнулся.
Приглашает нас идти.
Вы, машины, не спешите
Пешеходов пропустите!
4. Рисование учащимися пешеходного светофора.
5. Дополнительная информация о светофорах.
— Для информирования слепых пешеходов о возможности пересечения проезжей части световые сигналы светофора могут быть дополнены звуковым сигналом. Существуют кнопочные светофоры. Их устанавливают в местах, где через проезжую часть движение пешеходов невелико. Здесь для пешеходов постоянно горит красный свет, а для водителей – зелёный.
— Запомните главное правило, ребята! При переходе дороги на зелёный сигнал светофора всегда сначала следует убедиться в том, что все машины остановились.
— Ребята, где устанавливают светофоры? (На перекрёстках, около пешеходных переходов.)
V. Включение новых знаний в систему знаний и повторений.
Игра «Светофор».
— Сейчас мы поиграем в игру «Светофор». Если я покажу круг красного цвета, вы будете тихо стоять. Если я покажу круг жёлтого цвета, вы будете хлопать, а если – зелёного цвета – вы будете маршировать на месте.
— Молодцы, ребята. Вы очень хорошо справились с этим заданием. Наше занятие подходит к концу.
VI. Рефлексия.
— О каком верном друге на улицах и дорогах мы говорили на занятии?
— Для чего нужны светофоры?
— Расскажите, что означает каждый сигнал транспортного светофора?
— Какой сигнал пешеходного светофора запрещает переходить улицу? А какой разрешает?
Светофорный ГОСТ: тихая революция и ее последствия
Год назад в организации дорожного движения в России произошла революция. Вступили в силу изменения в главный нормативный документ по ОДД — ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств».Пункт 7.1.2 был дополнен словами «Не допускается пересечение транспортных и пешеходных потоков в одной фазе светофорного цикла регулирования». Для непосвященных это звучит сухо, скучно и непонятно. А ведь эта формулировка фактически поставила вне закона режимы работы 80% светофоров по всей стране!
Почему эта фраза так важна, для чего это ввели и каковы будут последствия?
О чем вообще речь
Возьмем для примера простой Х-образный перекресток двух небольших московских улиц, Одесской и Болотниковской. Обе имеют по 1 полосе движения в каждую сторону, со всех четырех сторон перекрестка пешеходные переходы.
До недавнего времени ГОСТ на таких перекрестках допускал две фазы светофорного регулирования. И по сей день такая схема наиболее характерна для большинства перекрестков в России. Параллельно другу другу едет транспорт и идут пешеходы, а потом параллельно двигаются другие направления.
Фаза 1. 30 секунд | Фаза 2. 30 секунд |
Так вот, теперь так нельзя!
Пересечение пешеходных и транспортных потоков в одной фазе больше не допускается, и чтобы их разделить, придется или обособить пешеходные направления в разных фазах, или отдать пешеходам одну фазу целиком (что скорее всего). На перекрестке узеньких улиц с левыми поворотами при 1 полосе в каждом направлении возможно только второе — добавить в цикл «полнопешеходную» фазу. Именно это и было сделано несколько лет назад на перекрестке Болотниковской и Одесской улиц.
Фаза 1. 30 секунд | Фаза 2. 30 секунд | Фаза 3. 30 секунд |
Зачем поправили ГОСТ?
Казалось бы, двухфазная схема регулирования с пешеходами «на просачивание» оставляет максимум свободы водителям и означает минимальное ожидание для пешеходов. Но есть у нее серьезный минус.
Сейчас попытаюсь объяснить логику таких изменений (как я ее вижу). На 2-х фазной схеме хорошо видны точки пересечения траекторий транспортных и пешеходных потоков. И каждая такая точка – теоретически, место возможного столкновения, причем все участники возможного конфликта едут и идут на свой «зеленый»!
Более того, каждый поворачивающий налево должен уступить сразу всем (как встречному движению, так и пешеходам. Да, да, и пешеходам тоже). Поэтому часто может быть ситуация, когда водитель повернул налево, остановился перед переходом и получил в бок от машины, которая ранее ехала для него во встречном направлении.
Что самое удивительное, двухфазная схема светофорного регулирования широко применяется в России не только на маленьких перекрестках, но и на магистральных улицах! Москвичи от такой анархии давно отвыкли, но для Питера это в порядке вещей даже на перекрестках 8-ми полосных дорог. Например, на пересечении Дунайского проспекта и Бухарестской улицы в петербургском районе Купчино в 2-х фазах насчитывается аж 43 (сорок три) «конфликтные точки», из них 13 с пешеходами и 6 с трамваями (подробнее: «Смертоносная простота, или Как спасти тысячи жизней на перекрестках»).
Фаза 1. 30 секунд | Фаза 2. 30 секунд |
Однако я придерживаюсь все же другой точки зрения. Мне кажется обсолютно нелогичным и неразумным нормативно запрещать пересечения транспортных и пешеходных потоков:
1. Это исключительно инженерный вопрос на каждом конкретном перекрестке. Запрет на всю страну сильно снижает маневр для проектирования дорог и светофорных фаз.
2. По факту, это приведет к тому, что повсеместно вместо 2х фазных перекрестков, будут выделять 3ю, пешеходную. Как итог — увеличение времени ожидания как транспорта, так и пешеходов. В свою очередь это будет провоцировать пешеходов переходить на красный (сами посудите, раньше пешеходы ждали 30 секунд, чтобы попасть на другую сторону, теперь 45).
3. Еще одним неприятным последствием может стать отмена «малозагруженных переходов», либо отнесение их от перекрестков на 100-200 метров. Ну так будет проще и ответственности меньше, оптимизация, так сказать.
Проблемы у нас будут до тех пор, пока ответственные за организацию дорожного движения будут называть «конфликтными точками» любое возможное пересечение транспорта и пешеходов. Это и есть не что иное, как обычное дорожное движение, его просто надо грамотно организовать. Нельзя же считать конфликтом встречу людей на улице, хотя, теоретически, она может закончиться дракой или убийством.
Вместо того, чтобы применять давно зарекомендовавшие себя способы регулирования уличного движения (в городе — применение мер по успокоению трафика), мы пытаемся придумать велосипед. В той же проклятой Европе не считают зазорным пускать транспорт и людей в одну пешеходную фазу, не везде, конечно, но это нормальная городская практика. Такая же, как и устройство островков безопасности, которые в нашей стране считаются небезопасными.
При разговоре с высшими чинами федеральной госавтоинспекции, мне удалось убедить их в том, что полный запрет на пересечение людей и транспорта — это перебор. Убедить удалось, а вот изменить гост, видимо, нет.
Пока картина видится в массовом переводе светофоров «на новые рельсы» уже в самое ближайшее время. Работа предстоит титаническая: подавляющее большинство светофоров страны придется перенастраивать, а многие еще и дооснащать оборудованием (пешеходными секциями, стрелками и т.д.). Сроки будут зависеть от денег, активности ГИБДД и властей. А еще — от инициативы граждан. А последствия вообще сложно просчитать.
А как обстоят дела с регулировкой светофоров по ГОСТу в вашем городе? Сделано ли что-то за год для отделения пешеходов от транспорта и как вы к этому относитесь?
P.S. Несколько иная точка зрения на этот вопрос у crusandr. C ней можно ознакомится тут и тут.