Восстановить аккумулятор гелевый: Восстановление гелевых аккумуляторов своими руками


0
Categories : Разное

Содержание

Восстановление гелевых аккумуляторов

Гелевые аккумуляторы на сегодняшний день уже довольно широко распространены в бытовой технике. Чаще всего их можно встретить в источниках бесперебойного питания (ИБП), скутерах, радиоприёмниках, различных портативных устройствах. Этот тип аккумуляторов служит 3–4 года, а затем начинаются проблемы с их эксплуатацией из-за сильной потери ёмкости. Гелевые аккумуляторы долго находятся в режиме заряд-ожидание и по этой причине их номинальная ёмкость уменьшается. Ещё одной проблемой является выкипание воды из электролита. Несмотря на то что в них нет электролита в жидком виде, стекловолокно на свинцовых пластинах должно находиться в увлажнённом состоянии. Гелевые АКБ в большинстве своём выполняются необслуживаемыми, но подобраться к банкам реально и не так уж и сложно. Поэтому, если с аккумулятором начались проблемы, то можно попробовать провести его восстановление.

Содержание статьи

В каких случаях восстановление АКБ нецелесообразно

Сразу нужно отметить, что в большинстве случаев вышедшие из строя гелевые аккумуляторы не подлежат восстановлению (вздутие, разрушение пластин и т. п.). В такой ситуации не стоит возиться с ними и проще купить новый.

Целесообразно ли восстанавливать гелевый аккумулятор?


Признаки того, что гелевый аккумулятор не подлежит восстановлению:
  • Вздутие. Вздутие одной или нескольких банок говорит о том, что гель с электролитом отслоился от свинцовых пластин. Эта АКБ уже не подлежит восстановлению и ей прямой путь на свалку. Определить вздутие можно визуально;
  • Разрушение пластин. Часто такое происходит в результате длительной эксплуатации бесперебойников в плохо проветриваемом месте. В результате длительного воздействия повышенной температуры содержимое банок разрушается, включая стекловолокно, гелевый электролит и сами пластины. В особо запущенных ситуациях внутри остаётся одна угольная труха. Чтобы выявить данную проблему, потрясите гелевый аккумулятор и прислушайтесь. Если внутри что-то болтается, то батарее место на свалке. Восстанавливать её бесполезно. Можно также посветить и заглянуть внутрь отверстий банок. Если пластины визуально неразличимы, то АКБ отслужила своё.

На фото ниже можно видеть гелевые аккумуляторы не подлежащие восстановлению:

Вздувшиеся аккумуляторы

Вздувшиеся аккумуляторы


Не подлежащие восстановлению АКБ

Не подлежащие восстановлению АКБ


Гелевый аккумулятор с разрушившимися пластинами

Гелевый аккумулятор с разрушившимися пластинами


Если же внутренности батареи не разрушились, а произошло высыхание гелевого слоя и потеря ёмкости, то есть шанс восстановить АКБ.

Вернуться к содержанию

Как проводится восстановление аккумуляторной батареи

Теперь непосредственно о том, как восстановить гелевый аккумулятор. В галерее ниже показан порядок действий. Сначала снимается верхняя пластиковая крышка. Затем удаляются резиновые колпачки со всех банок.

Снимаем пластиковую крышку

Снимаем пластиковую крышку


Снимаем резиновые колпачки

Снимаем резиновые колпачки


Аккумулятор готов к заливке воды

Аккумулятор готов к заливке воды

Есть также разновидности гелевых аккумуляторов с индивидуальными крышками над каждой банкой. Придётся снимать их все, а затем удалять резиновые колпачки.

Удаление пластиковых крышек

Удаление пластиковых крышек


Удаление колпачков

Удаление колпачков


АКБ готова к восстановлению

АКБ готова к восстановлению



После этого с помощью обычного медицинского шприца в каждую из банок добавьте по 2 «кубика» дистиллированной воды. Лучше приобретать в аптеке, поскольку в автомагазинах зачастую продают просто воду из-под крана.

Не стоит заливать много дистиллированной воды. И тем более пластины не должны в ней плавать. Вода требуется для того, чтобы вернуть в нормальное состояние гелевый электролит и восстановить аккумулятор. В процессе эксплуатации дистиллированная вода испаряется и в результате гель высыхает. Лучше залить немного воды 1–2 «кубика» и оставить АКБ на 2–3 часа.

Вода постепенно впитается. Потом дольёте ещё, если потребуется. Достаточно просто, чтобы стекловолокно с гелем было в увлажнённом состоянии. Но в воде ничего плавать не должно. Если в банке бултыхается вода, её нужно откачать тем же шприцем.

Дистиллированную воду проще всего отмерять и заливать шприцем

Дистиллированную воду проще всего отмерять и заливать шприцем



После впитывания воды, пойдёт реакция и гелевый аккумулятор оживёт. Вы можете даже зафиксировать увеличение напряжения. После этого нужно установить резиновые колпачки на место и закрепить крышку. Её нужно закрепить либо скотчем, либо посадить на клей. Это важно, поскольку резиновые колпачки работают в роли клапана, выпуская выделяющийся при работе газ. А крышка выполняет роль фиксатора, чтобы колпачки не слетели.

Дальнейшее восстановление подразумевает обычную зарядку аккумулятора. Не забывайте, что напряжение при этом не должно превышать 14,4–14,6 вольта, а ток составляет 0,1 от ёмкости батареи. Если аккумулятор из ИБП, то можете установить его обратно и зарядить в корпусе. Для того просто подключите его в сеть и включите без нагрузки.
Может получиться так, что в процессе зарядки аккумулятор будет очень плохо принимать ток. Если зарядка идёт уже несколько часов, а ток не воспринимается, нужно увеличить напряжение до 20 вольт.

Внимание! При этом вам нужно будет постоянно следить за процессом зарядки, пока не пойдёт ток. Это будет видно по падению напряжения. Важно не пропустить этот момент, иначе гелевый аккумулятор будет испорчен. Скажу больше, превышение тока в несколько раз от допустимого вызовет задымление и выгорание гелевого аккумулятора.

После того как АКБ начнёт принимать ток, установите напряжение около 14 вольт. При этом ток не должен превышать 0,1 от ёмкости батареи. Затем заряжайте в обычном порядке и аккумулятор будет восстановлен.
Вернуться к содержанию

Если батарея сильно потеряла ёмкость

В таком случае нужно провести циклическую зарядку, чтобы «раскочегарить» аккумулятор. Батарея заряжается насколько можно, а затем разряжается. Для этого можно использовать автомобильную лампочку небольшой мощности. Так можно выполнить 3-5 циклов. Следите за тем, чтобы в процессе разрядки напряжение не падало ниже 10,5 Вольта.


Существуют особо тяжёлые случаи, когда гелевый аккумулятор не восстанавливает ёмкость после циклической зарядки. Тогда с большой долей вероятности можно утверждать, что часть свинцовых пластин отвалилась от вывода банки (банок). Восстановить такую АКБ не получиться. Здесь остаётся эксплуатировать его с меньшей ёмкостью или покупать новый.
Вернуться к содержанию

Так, восстанавливать или нет?

Как видите, в некоторых ситуациях гелевый аккумулятор можно восстановить. Однако это можно сделать только в случае простого высыхания гелевого слоя электролита. Можно залить дистиллированной воды и вернуть батарею к жизни.

Но в случае серьёзного повреждения пластин даже в одной из банок, аккумулятор можно выбрасывать. К покупке нового аккумулятора следует готовиться и при нарушении контакта пластин с выводами банок. Если процесс начался, то аккумулятору осталось недолго.

Опрос

Примите участие в опросе!

Загрузка ... Загрузка …

Если статья оказалась для вас полезной, распространите ссылку на неё в социальных сетях. Это поможет развитию сайта. Исправления и дополнения к материалу, а также ваши отзывы о восстановлении гелевых аккумуляторов, оставляйте в комментариях ниже. Голосуйте в опросе и оценивайте статью.
Вернуться к содержанию

Как восстановить гелевый аккумулятор: правила ремонтирования АКБ

Срок службы гелевой батареи (АКБ), по утверждению производителей, — не менее 10 лет. На практике необходимость ее ремонта или замены становится очевидной спустя 3-4 года, когда наблюдается снижение емкости или высыхает электролитный раствор. Изделие относится к категории необслуживаемых элементов, но опытные владельцы транспортных средств знают, как восстановить гелевый аккумулятор в домашних условиях.

Элементы гелевого аккумулятора Элементы гелевого аккумулятора

Схема: из каких частей состоит гелевый аккумулятор.

Принципиальные отличия гелевых аккумуляторов

От свинцово-кислотных аналогов такие АКБ отличаются рядом технических характеристик и составом электролита. Связующим раствором в нем служит дистиллированная вода с добавлением силикагеля, который наглухо запечатывает содержимое корпуса.

Это позволяет избежать испарений химических веществ, что сказывается на уровне экологичности устройства — его можно устанавливать не только в салоне машины, но и в жилых помещениях. Кроме того, благодаря отсутствию выброса газов обеспечивается их повторное участие в рабочем процессе и увеличивается срок службы изделия.

Еще одним преимуществом АКБ является возможность размещать ее в любом положении — на боку или вверх дном, в то время как кислотные батареи нуждаются в строго вертикальной фиксации.

Преимущества гелевого аккумулятора Преимущества гелевого аккумулятора

Преимущества конструкции гелевого аккумулятора.

Аккумуляторы с гелевым электролитом не требуют глубокой подзарядки, быстро заряжаются и сохраняют ресурс в режиме ожидания в течение 2 лет.

Из-за увеличения количества циклов заряда-разряда возможно более интенсивное использование таких изделий.

Среди негативных особенностей подобных батарей отмечают:

  1. Неустойчивость к низкой температуре. При -50⁰C электролит замерзает и становится ломким.
  2. Быстрый выход из строя при подаче напряжения свыше 15 В.
  3. Высокую цену.

Как проверить гелевый аккумулятор

При отсутствии явных изъянов устройство проверяют с помощью вольтметра и нагрузочной вилки, в течение 3-4 секунд имитирующей работу стартера. Нагрузку подключают после установки значений напряжения на клеммах, а далее на короткий период подсоединяют импровизированный движок.

Темпы восстановления электродвижущей силы оценивают, наблюдая за стрелкой вольтметра, которая должна подниматься обратно.

Быстрое падение тока свидетельствует о том, что аккумулятор почти израсходовал свой ресурс, новое устройство заряжается долго. Если изменений не происходит, напряжение можно увеличить, прибавляя постепенно по 5 В. В ходе операции следует обратить внимание на то, чтобы температура прибора не превышала 40-45⁰С.

Подлежит ли гель восстановлению

Основанием для восстановления АКБ служит высыхание влаги в электролите. Для проверки уровня жидкости в банках крышку аккумулятора вскрывают ножом либо другим острым инструментом. При возвращении крышки в первоначальное положение необходимо убедиться в отсутствии на клапанах грязи.

Из-за нее они могут не закрыться, и гель будет высыхать быстрее. Кроме того, учитывают целостность корпуса устройства и его содержимого. Объем сохраненного в аккумуляторе заряда должен составлять не менее 30% от положенной величины.

Основные правила безопасной зарядки

Зарядку гелевого аккумулятора можно выполнять в домашних условиях. Главное — обеспечить поступление постоянного тока. Процедуру проводят с помощью зарядного устройства на 12В, которое применяется только для гелевых приборов.

Такие зарядки можно изготовить своими руками. От других изделий их отличает возможность контроля над поступающим напряжением. Этот показатель рекомендуется выставлять в размере 0,1 от мощности батареи, зарядное время при этом составит около 12 часов. Прибор, рассчитанный на устройства кислотного типа, использовать нельзя.

АКБ заряжается полностью и с низким уровнем энергии не эксплуатируется.

Долгое пребывание в разряженном состоянии приводит к снижению емкости. Предупредить эту ситуацию позволят регулярные подзарядки аккумулятора.

Как проводится восстановление аккумуляторной батареи

Как восстановить гелевый аккумулятор Как восстановить гелевый аккумулятор Процесс восстановления гелевого аккумулятора.

Гелевые аккумуляторы более требовательны к обслуживанию, поэтому для их восстановления нужна большая аккуратность. В ходе процедуры используются следующие инструменты:

  • шприц;
  • пинцет;
  • отвертка;
  • зарядное устройство.

Для восстановления уровня электролита потребуется дистиллированная вода, ее можно купить в аптеке.

Заливка дистиллята

Аккумулятор разбирают, сняв с него верхнюю крышку, после чего пинцетом удаляют резиновые колпачки клапанов. Затем шприцем добавляют в каждую банку по 2 мл дистиллята. Заливать жидкость нужно постепенно, по мере впитывания воды в гель. Восстановленный уровень должен полностью покрывать свинцовые пластины, а излишек влаги откачивают тем же шприцем.

В ряде случаев вместо дистиллированной воды в АКБ заливают электролит. Это сработает, если АКБ старая и реанимировать ее нужно временно.

Восстановление с помощью длительной зарядки АКБ

После добавления дистиллированной жидкости клапаны возвращают на место и закрывают крышкой, которую фиксируют скотчем или клеем, а сверху укладывают груз. Это необходимо для того, чтобы предотвратить срыв клапанов под действием выделяющегося газа.

При подключении батареи к зарядному устройству на вольтметре выставляют значение 14-15 B и дожидаются, когда аккумулятор восстановит потребление тока (в течение 14 часов). Если этого не произошло, напряжение повышают до 20 B.

Важно не оставлять батарею без присмотра, поскольку восстановление электролита приводит к резкому падению нагрузки и может спровоцировать задымление и выгорание устройства. Поэтому, как только пойдет ток, уровень электродвижущей силы снижают до 14 B и продолжают заряжать АКБ в стандартном режиме, т. е. зарядом, равным 0,1 от ее номинальной емкости.

Циклическая зарядка

Метод используется при сильной потере емкости. Он предполагает проведение 3-4 повторяющихся циклов зарядки и разрядки.

Первые две проводятся под высоким напряжением в 25-30 B, которое по мере увеличения потребления тока постепенно снижается до 14 B. Для разрядки используют лампочку на 5-10 Вт, при этом необходимо следить за тем, чтобы разность потенциалов не оказалась ниже отметки 10,5-11 В.

После восстановления батарею заряжают в стандартном режиме. Если вернуть аккумулятору всю мощность не удалось, его используют с неполным зарядом либо приобретают новую модель.

Как продлить устройству период работы

Технологии GEL (Gelled Electrolite) и AGM (Absorptive Glass Mat)Технологии GEL (Gelled Electrolite) и AGM (Absorptive Glass Mat)Применение технологий GEL (Gelled Electrolite) и AGM (Absorptive Glass Mat) для необходимости обслуживания гелевого аккумулятора.

Срок службы гелевого аккумулятора зависит от условий эксплуатации и ухода за ним. Не рекомендуется допускать полной разрядки батареи.

Если это произошло, применяют ограниченную схему восполнения заряда — не в 10%, а в 5% от заявленной емкости — и вдвое увеличивают время процесса. Потери энергоемкости при таких действиях меньше, чем при стандартном способе.

Для того чтобы не было подобных ситуаций, следует приобрести мультиметр. В профилактических целях регулярно проверяют правильность крепления клемм и 1 раз в квартал производят полный цикл зарядки батареи.

В каких случаях восстановление АКБ нецелесообразно

Аккумуляторы утилизируют:

  1. При вздутии банок, которое вызывается отслоением геля от пластин. Подобный дефект определяют визуально.
  2. При разрушении содержимого корпуса в результате продолжительного воздействия высокой температуры. Если во время осмотра АКБ из нее доносятся посторонние звуки, элемент «оживить» нельзя. Можно также просветить отверстия банок и убедиться в том, что свинцовые пластины утратили первоначальный внешний вид.

Правильным решением в таком случае будет покупка новой гелевой батареи.

Восстановление гелевого аккумулятора своими руками — подробная инструкция

Эксплуатация гелевых аккумуляторов ведется в условиях, далеких от идеальных. Поэтому, утверждение, что гель не выпускает молекулы из массы, испарения нет, не соответствует действительности. Зачем же тогда на каждой банке установлены резиновые колпачки под пробками? За 2-4 года, в зависимости от условий эксплуатации, гель подсохнет, контакт со свинцовыми пластинами ослабнет. В этот момент владелец техники заметит, что заряда стало не хватать на обычный объем работы. Другой причиной потери емкости становится длительный период: разряд-ожидание подзарядки.

Восстановление емкости АКБ

Как вернуть емкость гелевой АКБ

Восстановление гелевых аккумуляторов заключается в возвращении воды в электролитную массу. При этом добавляется умеренное количество жидкости, только для обеспечения полного контакта. Лишняя влага вредна.

В необслуживаемых АКБ сверху над каждой банкой есть пластиковые кружки, вклеенные заподлицо. Нужно подковырнуть их острым предметом, снять внизу резиновые пробки. В каждую банку залить по 10 миллилитров аптекарской дистиллированной воды. Жидкость должна впитаться в гель в течение нескольких часов.

До проведения операции аккумулятор должен быть заряжен полностью. После растворения геля провести разряд сопротивлением и заряд обычным способом.

Когда нельзя восстанавливать аккумулятор

Гелевый АКБ раздуло

Если корпус аппарата поврежден, на нем есть трещина или вздутие, восстановление гелевых АКБ невозможно. Деформация показывает, процесс химического разрушения электролита шел активно. Возможно, гель получил необратимые изменения. Вода уже не восстановит внутренний компонентный состав.

Внутри могут разрушиться пластины. Негодные банки в гелевом аккумуляторе не меняются. Убедиться, что пластины осыпались или осели можно, тряхнув корпус. Послышатся характерные звуки. Можно посветить внутрь подозрительной полости фонариком.

Трещины на корпусе или свищи привели к удалению части активной массы. Заклеив их, не восстановишь внутреннего баланса. Если трещины возникли при перемораживании аккумулятора, сам состав уже потерял свойства.

Восстановление 7 амп гелевого аккумулятора

АКБ 12 В 7 амп

Такие аккумуляторы относят к тяговым. То есть накопитель отдает энергию долго и равномерно. Ему не страшен глубокий разряд. Но основное использование гелевого аккумулятора 12 В 7 А в мототехнике, скутерах и лодках. Аккумулятор представляет модель необслуживаемую или с крышками, состоящую из 6 банок, общим весом около 2 кг. Изделия с явно меньшим весом имеют в каждой банке вместо трех по две пары обкладок и меньшую емкость.

Для восстановления емкости гелевого аккумулятора нужно вскрыть крышки, снять резиновые колпачки и долить 1-2 кубических сантиметра дистиллированной воды в каждую банку. При этом аккумулятор должен быть полностью заряжен. Жидкость позволит набухнуть гелю и плотнее прилегать к пластинам примерно через 4 часа. После нужно проверить, будет ли батарея воспринимать заряд. Вначале разрядить батарею до напряжения 10,5 В, потом снова зарядить. По графику на первую разрядку должно уйти 1 час, на зарядку 2, следующий цикл 3 часа зарядка и столько же разрядка. Если емкость восстановилась, провести зарядку гелевого аккумулятора до рабочего напряжения. Обслуживание батареи в дальнейшем обычное.

Совершенно разряженный гелевый аккумулятор владелец запустил с помощью толчка инвертором, пропустив ток в 150 ампер в течение 20 секунд. Но эта крайняя мера была проведена после безуспешных попыток. Выполнено увлажнение геля.  Подать заряд на батарею не удалось в течение 6 часов. После использования сварочного, зарядка пошла. За 6 часов напряжение стало 12,8, скутер завелся.

Видео

Посмотрите, как своими руками вернуть емкость гелевому аккумулятору.

Как восстановить гелевый аккумулятор: ремонт своими руками

В гелевых (а не в гелиевых) аккумуляторах нет газа – гелия, в них электролит связан твёрдым материалом и загущён, то есть находится в состоянии геля. Поэтому, не опасаясь за разгерметизацию, необслуживаемый аккумулятор можно открыть, если не получается его зарядить, и напряжение на нём упало ниже 10 В.

Первое – заливка дистиллированной воды в банки батареи

Хотя гелевые аккумуляторы ещё называют и сухими батареями, но внутри них обязательно присутствует электролит на основе воды. А вода в гелевых, а особенно в кислотных, аккумуляторах является расходным материалом, так как она, при восстановлении электролизом отложений сульфата свинца на пластинах, разрушается на гидроксильную группу и водород. Последний уходит из любой аккумуляторной батареи в окружающий воздух. В гелевых аккумуляторах водород уходит через резиновые колпачки-клапаны, расположенные под внешней пластмассовой крышкой, на которой часто производители пишут «Do not open». Поэтому в сильно пересушенный гелевый аккумулятор, который потерял ёмкость, нужно долить дистиллированной воды.

Чтобы обслужить «необслуживаемый» аккумулятор потребуется сорвать приклеенную верхнюю крышку, и поснимать все колпачки-клапаны. Воды нужно доливать немного – не до краёв заливных горловин на банках. Залитая вода будет впитываться в фильтровальную бумагу, поэтому через полчаса посмотрите (посветив фонариком) – сколько воды осталось в каждой секции аккумулятора. Уровень воды должен немного покрывать поверхность пластин батареи, поэтому лишнюю жидкость придётся удалить шприцом или резиновой грушей.

Восстановление длительным заряжанием

После увлажнения высохшего электролита, закройте все банки аккумулятора на колпачки-клапаны. А также не забудьте накрыть их внешней крышкой аккумулятора, и придавите её грузом (позже приклеите её). Надавливать крышку нужно для того, чтобы она удерживала резиновые колпачки. При заряжании через колпачки будет сбрасываться избыточное давление, созданное освободившимся водородом, а крышка будет для них упором.

Вот и пришло время подключить пострадавший гелевый аккумулятор к зарядному устройству. Узнать как заряжать необслуживаемый аккумулятор. Потерявший ёмкость из-за высыхания связанного электролита, аккумулятор не будет потреблять ток от зарядного устройства, поэтому на амперметр сначала ориентироваться не нужно. Напряжение при заряжании нужно выбрать не меньше 15 В.

Заряжать придётся долго – пока изголодавшийся аккумулятор не начнёт есть ток. Но если прошло уже более 15 часов и батарея не потребляет ток, то не ждите чуда, а повышайте напряжение до 20 В. А теперь уже не оставляйте аккумулятор, заряжающийся высоким напряжением, без присмотра. Ведь, если восстановиться связанный электролит, тогда через батарею пойдёт ненормально высокий ток, который будет в 4 – 6 раз выше положенного. Больший даже в 4 раза ток, чем максимально допустимый в 0,1 от ёмкости, нагреет аккумулятор, затем из него пойдёт дым, ну а потом…

В момент, когда аккумулятор начнёт принимать ток, напряжение на нём начнёт быстро падать.

Циклическое заряжание

Хорошо «раскачивает» нежелающий заряжаться аккумулятор способ, при котором сначала дают батарее зарядиться, а потом разряжают её – и так поочерёдно, небольшими периодами. Первые циклы заряжания, конкретно гелевого аккумулятора, должны происходить под высоким напряжением – около 30 В, а в последующих циклах напряжение зарядки нужно ступенчато снижать до 14 В.

Разряжать подзарядившуюся батарею нужно совсем небольшой нагрузкой – лампочкой на 5 или 10 Вт, а никак не автомобильной переноской с лампочками в 50, 75 или 100 Вт. Но, даже давая разгрузку аккумулятору при помощи маленькой лампочки, следите за напряжением на батарее, чтобы оно не просело ниже 10,5 В.

После того как вам удалось заставить «исхудавший» аккумулятор заглатывать ток, продолжайте восстанавливать его до полного заряда длительным заряжанием малым током – равным 0,05 от ёмкости батареи.

Вот восстановление кислотных аккумуляторов идет совсем по другому алгоритму.

 

Автор: Виталий Петрович, Украина, Лисичанск. 


Как восстановить гелевый аккумулятор: правила и методы

Источники постоянного тока с загущенным электролитом используются в автомобилях и блоках бесперебойного питания. В процессе эксплуатации происходит износ устройств, негативно влияющий на емкость. Владельцам, желающим сэкономить на приобретении новых батарей, необходимо знать, как восстановить гелевый аккумулятор.

Принципиальные отличия гелевых аккумуляторов

Гелевые батареи, относящиеся к химическим свинцово-кислотным источникам постоянного тока, отличаются агрегатным состоянием электролита. Рабочая жидкость состоит из смеси серной кислоты и дистиллированной воды с добавлением силиконового загустителя.

Раствор, имеющий консистенцию густого желе, заполняет промежутки между отрицательными и положительными электродами, повышая энергоемкость и прочность конструкции. Густой раствор обеспечивает удержание образующихся при работе батареи газов, которые затем рекомбинируются в ходе химических реакций.

как восстановить гелевый аккумулятор

Гелевый аккумулятор можно восстановить.

Для удержания геля используется сепаратор, изготовленный из пористого пластика. Материал обеспечивает сохранение прочностных характеристик при нагреве или механических нагрузках. Сепаратор способствует сохранению стабильного зазора между пластинами и исключает вероятность короткого замыкания.

Для улучшения контакта густого электролита с положительной пластиной используется дополнительная прокладка из стекловолокна (толщиной 0,3-0,4 мм).

Для изготовления положительных и отрицательных пластин используется сплав из свинца и кальция с добавкой олова. Материал обеспечивает увеличение срока эксплуатации аккумулятора и поддерживает стабильный пусковой ток. Гелевая батарея допускает несколько сотен циклов разрядки и зарядки без утери начальных характеристик емкости.

Еще одним отличием гелевых источников питания является способность работать при наклоне корпуса. Густой электролит не вытекает из промежутка между пластинами даже при повороте корпуса на угол более 90°.

Батареи с гелевым наполнителем допускают глубокую разрядку при подключении энергоемкого внешнего оборудования. Конструкция устройства допускает выведение из состояния глубокого разряда. Не требуется подключения внешнего источника питания сразу после разрядки аккумулятора.

Глубокая разрядка частично заряженной батареи не оказывает негативного влияния на емкость устройства. Густой электролит обеспечивает низкий саморазряд аккумулятора, дополнительно увеличивающий срок службы изделия.

Как проверить гелевый аккумулятор

Обслуживание и проверка источника питания гелевого типа состоит из следующих этапов:

  1. Проведение визуального осмотра корпуса на предмет появления вздутий или трещин.
  2. Проверка полости банок, не допускается крошение пластин и электролита.
  3. Проведение замера напряжения на клеммах в состоянии покоя тестовым прибором. Затем производится подключение нагрузочной вилки, имитирующей работу стартера двигателя или внешней нагрузки. Сопротивление удерживается в подключенном состоянии на протяжении 4-5 секунд, затем владелец визуально оценивает быстроту восстановления исходного напряжения. Исправный аккумулятор показывает под нагрузкой напряжение в пределах от 11,5 до 12 В.

Подлежит ли гель восстановлению

Гель

Устройство гелевого аккумулятора.

Заводы-изготовители не рекомендуют проводить восстановительные работы, поскольку при выходе из строя гелевого аккумулятора происходит необратимое разрушение пластин и корпуса. После проведения проверки владелец может попытаться вернуть исходные параметры батареи, но манипуляции не гарантируют положительного результата. Для восстановления устройства применяется методика доливки дистиллированной воды с последующей зарядкой от внешнего источника питания.

Для восстановительных работ отбираются батареи гелевого типа, имеющие напряжение на контактных штырях в пределах от 50 до 60% номинального параметра. Если напряжение снижено на 25-30%, то источник питания удается восстановить до начальной емкости. Изделия с пониженными характеристиками восстанавливаются частично.

Основные правила безопасной зарядки

Правила безопасной зарядки гелевых батарей:

  1. Перед проведением зарядки изделие отключается от внешней цепи (от бортовой сети машины или электропроводки блока автономного питания). Батарея устанавливается в проветриваемом помещении, корпус и контактные штыри очищаются от налета пыли и окислов.
  2. Для обслуживания гелевых аккумуляторов используется специальное зарядное приспособление. Применять стандартные блоки, предназначенные для зарядки малосурьмянистых свинцово-кислотных устройств, запрещено.
  3. Для обеспечения сохранности рабочих характеристик сила тока в цепи заряди не превышает 10% от емкости батареи (параметр указывается на корпусе). Например, для восстановления аккумулятора емкостью 72 А*ч необходимо выставить параметр на уровне 7,2 А. Для проверки значения используется штатный прибор, установленный в зарядном блоке. Допускается применение дополнительного тестового прибора, который вводится в цепь питания.
  4. Если владелец хочет восстановить емкость в ускоренном режиме, то зарядный ток увеличивается на 30% от исходного значения. Допустимый параметр указывается на заводской бирке на корпусе (поле Max Initial Current). Ускоренная методика подзарядки оказывает негативное воздействие на элементы конструкции, злоупотреблять функцией не следует.
  5. При восстановлении емкости гелевой батареи требуется поддерживать напряжение в пределах 14,3-14,5 В. Точное значение параметра указывается на корпусе аккумулятора. Запрещается повышать напряжение в цепи зарядки более допустимого предела, поскольку начинается размягчение гелевого состава с потерей исходных характеристик.

Как проводится восстановление аккумуляторной батареи

Восстановление батареи с загущенным электролитом выполняется по методике, стандартной для свинцово-кислотных источников тока.

Поскольку причиной падения характеристик является снижение плотности и подвижности рабочего раствора, то необходимо ввести в банки дистиллированную воду. Из-за конструктивных особенностей процесс реанимации батареи требует от владельца знаний электротехники и внимательности.

Заливка дистиллята

Заливка

Заливать дистиллят нужно правильно.

Процедура ремонта батареи путем заливки дистиллированной воды состоит из этапов:

  1. Снять верхнюю декоративную крышку, защищающую резиновые вентиляционные пробки.
  2. Протереть поверхность корпуса от пыли, а затем последовательно снять защитные колпачки. Существуют модификации батарей гелевого типа с пластиковыми индивидуальными крышками, установленными в каждой банке. Если крышки запаяны, то для доливки воды потребуется просверлить коротким сверлом отверстия диаметром 2-3 мм.
  3. Ввести в полость каждой банки по 1,5-3 см³ дистиллированной воды. Жидкость заливается при помощи медицинского шприца с удлинительной трубкой, рекомендуется равномерно распределить воду по видимой поверхности электролита. Заполнять банку водой запрещается, поскольку излишек влаги негативно влияет на электрохимические параметры батареи.
  4. Выдержать паузу 2-3 часа, необходимую для впитывания воды гелевым составом. Залить дополнительно 1,5-3 см³ и снова дождаться окончания впитывания жидкости. Одновременно тестовым прибором проверяется напряжение на клеммах. При восстановлении характеристик электролита происходит рост напряжения.
  5. Закрыть резиновые пробки и установить на место крышки. Если в заглушках сверлились дополнительные отверстия, то каналы заделываются герметиком.
  6. Подключить батарею к внешнему зарядному блоку для восстановления емкости.

Восстановление с помощью длительной зарядки АКБ

Длительная зарядка гелевого аккумулятора выполняется после заливки банок дистиллированной водой. Часть владельцев рекомендует установить на крышку дополнительный груз, опасаясь выдавливания пробок давлением газа. При длительной зарядке гелевых источников тока активного газообразования не происходит, в конструкции крышки предусмотрен клапан для стравливания излишков давления в атмосферу.

Параметры зарядки устанавливаются в пределах, указанных на заводской этикетке. Описанная в ряде источников методика восстановления напряжением 20-30 В категорически запрещена, поскольку приводит к ускоренной деградации электролита и разрушению пластин. При длительной зарядке производится снижение силы тока в цепи с пропорциональным увеличением времени восстановления. Последующие циклы разрядки и зарядки позволяют восстановить емкость батареи.

Циклическая зарядка

При утере емкости необходимо разрушить кристаллы сульфата свинца, образовавшиеся на поверхности электродов и активной массы. Вернуть исходные параметры возможно путем последовательных зарядок и разрядок. Батарея подключается к зарядному блоку и восстанавливается до максимально допустимого уровня.

Затем к клеммам подсоединяется устройство с небольшой мощностью (например, малогабаритный вентилятор или автомобильная лампа, рассчитанная на напряжение на 12В).

Разрядка прекращается при падении напряжения на клеммах до 10,5 В.

Зарядка

Зарядное устройство для зарядки гелевого аккумулятора.

Проведение 4-5 тренировочных циклов позволяет восстановить емкость батареи с исправными электродными пластинами. Если произошло разрушение сетки и выпадение активной массы, то циклическая зарядка не обеспечивает восстановления характеристик. Владелец может продолжить эксплуатацию источника питания с пониженной емкостью или приобрести новое изделие.

Как продлить устройству период работы

Основные способы продления срока работы аккумуляторов гелевого типа:

  1. Данные батареи рассчитаны на высокий разрядный ток, что обеспечивает устойчивость к коротким замыканиям. Но перегрев элементов внешней цепи приводит к возгоранию деталей и повреждению аккумулятора. Для продления срока службы источника питания следует предусмотреть плавкую вставку около положительной клеммы.
  2. Устройство следует хранить в заряженном состоянии при температуре 20°С (допускается кратковременное складирование при показателях -20…+50°С). В процессе хранения проверяется напряжение на клеммах, при падении параметра до 12,6 В производится подзарядка. При дальнейшем падении значения начинается сульфатация пластин, приводящая к уменьшению емкости.
  3. При установке батареи в блок бесперебойного питания рекомендуется использовать модуль подзарядки на основе солнечных батарей. Устройства обеспечивают поддержание заданного напряжения на клеммах, срок эксплуатации аккумуляторов достигает 12 лет.
  4. После расконсервации гелевого аккумулятора производится выравнивающая зарядка, позволяющая скорректировать параметры по банкам. Напряжение восстановления указывается на заводской этикетке или запрашивается у изготовителя батареи.

В каких случаях восстановление АКБ нецелесообразно

Владелец может попытаться реанимировать гелевую батарею с неповрежденными электродами и целым корпусом. Если отмечено раздувание кожуха, то дефект указывает на выпадение активной массы из электродных пластин. Деформация кожуха определяется при визуальном осмотре, подобные источники питания восстановлению не подлежат. Невозможно выполнить ремонт источников питания с разбитыми пластиковыми корпусами, заклеивать или запаивать трещины запрещается.

Дополнительным способом проверки изделия является определение состояния пластин. В домашних условиях тестирование проводится путем встряхивания батареи. Если произошло разрушение элементов, то из корпуса будет доноситься посторонний звук.

Владелец может визуально осмотреть полость через технологические отверстия. Если на электродах обнаружены повреждения, то оживить аккумулятор не получится. Восстанавливаются лишь устройства с пересохшим слоем электролита, что негативно влияет на емкость изделия.

самостоятельный ремонт АКБ в домашних условиях

Владельцы скутеров, автомобилей и других транспортных средств рано или поздно интересуются, как восстановить гелевый аккумулятор в домашних условиях. Такая необходимость возникает через 3−4 года активной эксплуатации устройства, в результате чего оно теряет былую емкость и лишается полезной влаги из электролита. В большинстве случаев проблему решает замена АКБ.

Общее описание

В настоящее время гелевые АКБ широко распространены в разных торговых точках, где предлагается большой ассортимент запчастей к различным транспортным средствам. Однако многие люди до сих пор не знают, что представляет собой устройство, как оно работает и какими преимуществами обладает. Дело в том, что внешне батарея мало чем отличается от близких собратьев, работающих на кислоте.

В течение многих лет большим спросом пользовались старые аккумуляторы, работающие на жидком электролите. Речь идет о кислотных моделях. Однако по мере развития современных аккумуляторов человечество стало активно отказываться от старых, не совсем экологичных систем, отдавая предпочтение усовершенствованным современным разработкам.

Изначально подобные устройства разрабатывались исключительно для транспорта из военной сферы, включая авиацию, где обычные аккумуляторы не могли выполнять свою задачу, т. к. постоянно перегревались и теряли показатели емкости. В результате они быстро выходили из строя и переставали быть пригодными для дальнейшей эксплуатации. Вскоре на рынке появились новые изобретения — гелевые аналоги, которые быстро заняли лидерскую нишу и стали обретать популярность.

Преимущества гелевых АКБ

Как известно, в классических источниках электрического питания реакция электролита осуществляется очень интенсивно и быстро, что сопровождается выделением паров. Кстати, при высоких перегрузках не исключается закипание электролита и даже взрыв устройства. Будет ли подвергаться таким неприятностям новый гелевый аппарат? К счастью, нет: он работает по другому принципу и обладает многими преимуществами перед классическими устройствами. В таком устройстве задействован электролит с особой вязкостью, имеющей желеобразную консистенцию.

Добавив в аккумулятор загуститель, можно продолжить его свободную эксплуатацию в любых условиях. Но эффективность системы в положении на боку резко снижается, а переворачивать его вообще запрещено. Тем не менее, модели гелевого типа обладают неоспоримыми преимуществами, к которым относятся:

  1. Возможность неоднократного цикла заряда-разряда.
  2. Отсутствие необходимости осуществлять первоначальную зарядку после приобретения.
  3. Сохранение емкостных характеристик при разряде до нулевого уровня.
  4. Максимальный пусковой ток.
  5. Минимальная потеря емкости при долгом отсутствии эксплуатации. Для сравнения, кислотные модели быстро теряют рабочий ресурс, если не использовать их по назначению.
  6. Увеличенный срок использования.

Частичное или полное повреждение корпуса такого аккумулятора никак не нарушит его работоспособность, поэтому необходимости осуществлять сложный ремонт попросту не будет. Для сравнения, при использовании свинцовых моделей часто возникает такая проблема, как утечка электролита. В гелевых последний находится не в жидком состоянии, поэтому любая утечка полностью исключена.

Современные аналоги относятся не только к высокотехнологичным, но и к самым безопасным. Срок их службы может достигать 10 лет, хотя, скорее всего, это касается самых дорогих моделей.

Существующие недостатки

Но несмотря на множество плюсов, у гелевых АКБ существуют и минусы. К ним относятся:

  1. Повышенная чувствительность к напряжению заряда.
  2. Гелевые модели плохо справляются с коротким замыканием в электрической цепи.
  3. Повышенная стоимость.

Хотя устройства с легкостью переносят сильный мороз и многие механические воздействия, они нуждаются в правильной зарядке. Речь идет о применении специально разработанных зарядных устройств. В противном случае, батарея может быстро выйти из строя и стать непригодной для дальнейшей эксплуатации. Перед тем как решиться на покупку гелевого аккумулятора, нужно учитывать эти недостатки.

Принцип работы

Перед тем как приступить к восстановлению гелевых аккумуляторов, нужно подробно разобраться с принципом их работы и основными отличиями от остальных типов АКБ. По сути, он чем-то похож на тот, который используется в герметизированных устройствах кислотного типа. Однако специалисты упоминают о двух основных отличиях.

В качестве электролита используется специальное гелеобразное вещество, которое состоит из очищенной воды и серной кислоты, что и повлияло на появление характерного названия. Многие владельцы автомобилей приписывают системам название «гелиевые», хотя это не совсем правильно, т. к. они работают не на газу.

Перезаряд подобных устройств недопустим, потому что он становится причиной быстрой потери емкости. Чтобы избежать таких последствий, желательно соблюдать диапазон напряжения в пределах 14−16 В.

Проверка устройства

Ремонт гелевого аккумулятора — кропотливый, длительный и сложный процесс, к которому нужно подходить со всей ответственностью. Важно понимать, что восстановление устройства требуется лишь в особо сложных случаях — во всех остальных это не совсем целесообразно. Итак, причины обязательного ремонта бывают следующими:

  1. Если банки вздулись. В большинстве случаев неприятность происходит при отслоении геля от свинцовых пластин. Подобные элементы не подлежат восстановлению, при этом определить проблему можно при первом визуальном осмотре, без применения дополнительных приборов.
  2. Нарушение целостности пластин. Очень часто внутреннее содержимое банок начинает разрушаться под воздействием высокой температуры или подаче слишком высокого напряжения при зарядке. Для проверки АКБ достаточно посмотреть внутрь через специальное отверстие. Если пластины и стекловолокно частично или полностью разрушились, это будет подтверждаться характерным звуком. Необходимо слегка потрясти устройство — если слышен какой-то странный шум, нужно выполнить срочную утилизацию системы.

Если при визуальном осмотре не удалось найти видимые дефекты, остается подготовить механизм к более тщательной проверке с применением специального оборудования. В этом случае необходимо применить вольтметр, который оборудован дополнительной нагрузочной вилкой. Для получения точных значений требуется:

  1. Выровнять напряжение на клеммах.
  2. Задействовать дополнительную нагрузку и на протяжении нескольких секунд создавать имитацию работы стартера.
  3. Определить скорость восстановления напряжения.

Если падение тока происходит слишком быстро, значит, эксплуатационный срок аккумулятора подходит к концу. Для определения дефекта достаточно оценить текущую скорость процесса зарядки. Возможно, новое устройство слишком долго восстанавливает утраченный заряд.

Чтобы быстро определить проблему, не нужно быть специалистом или обладать особыми навыками. Все, что требуется от владельца АКБ — вовремя проводить осмотр конструкции и обеспечивать ей надлежащее обслуживание.

Алгоритм восстановления

Чтобы понять, как реанимировать гелевый аккумулятор для скутера, автомобиля или любой другой техники, оснащенной подобным узлом, нужно тщательно изучить алгоритм действий. Хотя модели гелиевого типа считаются необслуживаемыми, при правильном подходе их можно с легкостью восстановить в домашней обстановке. В процессе придется задействовать следующие инструменты и подручные средства:

  1. Дистиллированная вода. Желательно использовать аптечную воду, т. к. на прилавках магазинов часто предлагается недостаточно качественная продукция. Доливать воду нужно постепенно.
  2. Пинцет.
  3. Шприц.
  4. Отвертки.
  5. Зарядка.

Хотя многие бренды утверждают, что показатели содержания геля в автомобильных аккумуляторах не меняются даже при интенсивной эксплуатации, через определенный промежуток времени он все-таки высыхает. В большинстве случаев проблема случается при подаче чрезмерно большого тока.

Чтобы восстановить оптимальный уровень электролита, нужно провести осторожный демонтаж крышки и колпачков. Чтобы осуществить такую задачу, достаточно применить пинцет или отвертки. Заливая электролит, следует соблюдать инструкцию и выполнять действия поэтапно. Пластины должны полностью покрываться жидким веществом.

Если все сделать правильно, то очищенная вода уже впитается в гель через полчаса. По истечении этого времени нужно проверить остаток и добавить еще немного жидкости. Вся оставшаяся вода удаляется, а крышки в виде колпачков устанавливаются на прежнее место. Чтобы усилить их фиксацию, можно применить клеевые составы или двусторонний скотч.

После успешной заливки очищенной воды нужно подождать несколько часов, а затем приступать непосредственно к зарядке устройства. Перед выполнением действия на крышке АКБ размещается груз, который предотвратит ее повреждение при воздействии чрезмерного давления, возникающего при образовании водорода внутри банок.

Для начала нужно подать в АКБ 14−15-вольтный заряд. Процедуру продолжают до тех пор, пока гелевый аппарат получит нужный ток. При благоприятных условиях это случается за 14 часов. В противном случае напряжение придется увеличить до 20 В.

Цикличная зарядка

Чтобы успешно оживить гелевую АКБ в домашних условиях, можно применить еще одну методику. Она заключается в выполнении трех-четырех циклов зарядки и разрядки с определенным интервалом.

Первые два цикла делают под высоким напряжением, которое составляет от 25−30 В. На этом этапе важно полностью контролировать процесс, т. к. во всех последующих циклах приходится ступенчато понижать напряжение до 14 В.

Чтобы полностью разрядить батарею, следует применить минимальную нагрузку. Действие осуществляется с применением обычной 5−10 ваттной лампочки. Использовать автомобильные переноски, оснащенные лампочками по 50 или 75 Вт нельзя, т. к. подобный подход может привести к окончательному выходу из строя АКБ. При разрядке необходимо внимательно контролировать напряжение, не допуская его уровня ниже 10,5−11 В.

Нередко применение циклической зарядки не приносит никаких успехов. Это объясняется отхождением выводов от пластин из свинца. Самостоятельно оживить батарею не удастся, однако можно принять одно из двух радикальных решений:

  1. Применить аккумулятор, имеющий меньшую емкость.
  2. Купить новое устройство с соответствующими рабочими параметрами. Как правило, они дописываются в технической документации.

Перед тем как поинтересоваться, как проверить гелевый аккумулятор, необходимо обратить внимание на основные случаи, когда такие процедуры необходимы. Дело в том, что при частичном или полном высыхании геля восстановление необязательно. Все что требуется — это долить очищенную жидкость в соответствующую емкость, используя медицинский шприц.

Ремонтные работы не нужны и при повреждении свинцовых пластин или деформации контактов. Если были определены подобные дефекты, остается демонтировать старую батарею и заменить ее новой.

Без сомнений, гелевая батарея — это новый прибор на рынке аккумуляторов, у которого есть свои сильные и слабые стороны. Чтобы избежать быстрого выхода из строя аккумулятора, а также знать, как действовать при снижении работоспособности, важно заранее уточнить эти тонкости и только после этого применять соответствующие меры.

Как восстановить гелевый аккумулятор в домашних условиях

В современном мире, гелевые батареи получили большое распространение. Их можно встретить в скутерах или карманных устройствах. Хорошо зарекомендовали себя в ИБП. Проблемы в эксплуатации этих АКБ связан с тем, что через три-четыре года они начинают интенсивно терять емкость. Также важной проблемой остается испарение влаги, в которой должны находится свинцовые пластины.

Принцип работы этих АКБ построен на явлении рекомбинации газов, которое связано с распадом воды на водород и кислород. Газа гелия в гелевых аккумуляторах нет. Название происходит от «геля», состояние, в котором находится электролит. Этот гель представляет собой жидкость с добавлением силикагеля (технология GEL). Такие аккумуляторы не боятся расконсервации, неиспользуемый источник можно вскрыть при напряжении ниже 10 Вольт.

Часто задаются вопросом: «Как восстановить гелевый аккумулятор?». Есть случаи, когда гелевые АКБ уже не подлежат восстановлению, например, если обнаружено вздутие или разрушение пластин.

  • Вздутие можно определить визуально, а сигнализирует оно о том, что гель «отвалился» от пластин. Такой аккумулятор не восстанавливается.
  • Разрушение свинцовых пластин случается из-за долгой работы в условиях повышенной температуры. Определить можно, потрусив АКБ. Если слышно посторонние шумы, то такую батарею лучше выбросить.
Как восстановить гелевый аккумулятор

В этих ситуациях самым верным решением будет покупка нового аккумулятора.

Если же батарея целая, а причина неисправностей – сухой гелевый электролит, то можно попытаться её восстановить. Так как же оживить гелевый аккумулятор?

Восстановить гелевый аккумулятор

Первое, что необходимо сделать – залить дистиллированную воду. Приобрести её лучше всего в аптеке, т.к. некоторые магазины продают обычную воду под видом очищенной. Несмотря на то, что их считают «сухими» батаерями, в них обязательно присутствует влага, в которой и находится электролит. Воду принято рассматривать как расходуемый материал, т.к. происходит распад на гидроксильную группу (OH) и водород. Он выходит в окружающую среду через резиновые заглушки, расположенные под внешней крышкой, которая зачастую приклеена. На них еще можно встретить предупреждение «Don’t open». Отсюда следует вывод, что в потерявший емкость источник, необходимо добавить дистиллированной воды.

Для восстановления гелевого аккумулятора, необходимо снять или содрать верхнюю крышку, и снять все заглушки, залить воду в банки батареи. Достаточно будет шприца емкостью 2 мл. Вода впитается в гель, примерно через 30 минут нужно проверить остаток воды в каждой банке АКБ. Пластины аккумулятора должны быть покрыты водой, лишнюю жидкость нужно выкачать обратно, тем же шприцем.

Как восстановить гелевый аккумулятор

Длительное заряжание

Когда данная процедура успешно выполнена, поставьте колпачки на место, и закройте все внешней крышкой. Желательно поставить груз на крышку, чтобы колпачки удерживались ею, т.к. во время зарядки через них выходит избыточное давление, вследствие высвобождения водорода.

И Вот мы плавно подошли к подключению «пациента» к подзарядке. Как оживить гелевый аккумулятор с помощью зарядного?

Ввиду того, что высох электролит , аккумулятор не станет принимать ток от ЗУ, т.к. он потерял емкость. Начинать заряжать нужно с не менее чем 15 вольт. Нам необходимо, чтобы батарея начала потреблять ток, а обычно, это занимает долгое время. Однако, если по истечении 14 часов, амперметр не изменил свои показатели, поднимаем напряжение до 20 вольт. Не оставляйте такой аккумулятор без внимания! Электролит восстановится, через него пойдет экстремально высокий ток, что может привести к нагреванию и возгоранию!

«Раскачка» батарей

«Раскачка» аккумуляторов заключается в том, что батарею сначала полностью заряжают, а потом разряжают и повторяют эти действия с определенным частотой. Обычно это занимает 3-4 цикла. Гелевый аккумулятор, во время первых циклов, следует подавать высокое напряжение – 30 вольт. Со временем, когда прошло пару таких циклов, напряжение постепенно убавляют до 14 вольт.

Разряжать батарею желательно слабым источником – например, лампочка на 5 Ватт. Однако даже при слабой нагрузке следует наблюдать за напряжением, чтобы оно не упало ниже 10,5 вольт.

Когда «пациент» начал нормально принимать ток, нужно продолжать заряжать малым током, который равен приблизительно 0,1 от емкости аккумулятора.

Выводы

Восстановление гелевого аккумулятора – процедура несложная, но требующая начальной подготовки. Также следует учитывать, что восстановить гелевый аккумулятор целесообразно только в случае высыхания влаги в гелевом электролите. В случае обнаружения серьезных повреждений, которые можно различить визуально, лучше заменить АКБ на новый. Ведь даже при малейших нарушениях, жизнь аккумулятора вряд ли будет долгой.

Как оживить гелевый аккумулятор — видео

Как починить и восстановить гелевые батареи

Стивен Бенхам

Джордж Дойл / Stockbyte / Getty Images

Гелевые батареи в целом такие же, как и обычные свинцово-кислотные батареи, которые вы используете для запуска автомобиля, за исключением того, что аккумуляторные элементы содержат гель, а не жидкость. Гелевые батареи считаются более безопасными, потому что при повреждении корпуса гель не проливается, но в аккумуляторных батареях может протекать серная кислота, если корпус поврежден. Гелевые батареи представляют собой герметичные блоки, поэтому в отличие от жидкостных батарей вы не можете получить доступ к элементам.Лучший способ исправить и восстановить гелевый аккумулятор — максимально разрядить его, а затем медленно зарядить аккумулятор.

Шаг 1

Убедитесь, что аккумулятор разряжен, прежде чем ремонтировать и восстанавливать его. Включите в автомобиле фары и другое электрическое оборудование, чтобы использовать любую мощность аккумулятора. Свет гаснет, когда аккумулятор почти разряжен. Необязательно полностью разряжать аккумулятор. Как только погаснет свет, выключите его и любое другое электрическое оборудование, которое вы ранее включили.

Step 2

Сожмите рукой за ручки зажима на конце черного кабеля от зарядного устройства, чтобы губки открылись. Поместите открытые губки на клемму гелевой батареи, помеченную «-» или «Neg», затем ослабьте давление, чтобы губки сомкнулись и затянули клемму. Повторите процесс, используя зажим на конце красного кабеля от зарядного устройства, но поместите его на клемму аккумулятора, помеченную «+» или «Pos».

Step 3

Проверьте переднюю часть зарядного устройства, чтобы определить, какие настройки заряда вы можете установить.Важно заряжать гелевый аккумулятор на минимальном уровне заряда. Не используйте режимы «Boost» или «Fast-Charge», поскольку вы можете безвозвратно повредить аккумулятор.

Шаг 4

Установите зарядное устройство на минимальное значение; он обычно обозначается как «постоянный заряд». Некоторые зарядные устройства имеют специальные настройки для гелевых батарей, поэтому используйте их, если они у вас есть. Если у вас нет настроек гелевого или капельного заряда, убедитесь, что скорость заряда на 20 процентов ниже выходного напряжения гелевой батареи. Напряжение четко указано на батарее и обычно составляет 12 вольт.Например, при напряжении 12 В вам необходимо зарядить аккумулятор при напряжении 10 В или меньше.

Step 5

Подключите зарядное устройство к электросети. Включите зарядное устройство и дайте аккумулятору зарядиться. Пощупайте аккумулятор через 6 часов. Если он теплый, ничего страшного, поэтому продолжайте зарядку, но если он кажется горячим, выключите зарядное устройство и дайте аккумулятору остыть в течение примерно 30 минут. Затем снова включите зарядное устройство.

Продолжайте заряжать аккумулятор, но проверяйте его каждые шесть часов, чтобы убедиться, что он не слишком нагревается.Через 24 часа ваш гелевый аккумулятор будет установлен, восстановлен и полностью заряжен, поэтому выключите зарядное устройство. Отсоедините два зажима на выводах аккумуляторной батареи.

Еще статьи
.

Как продлить срок службы и восстановить свинцово-кислотные батареи

Узнайте, что вызывает коррозию, выпадение, короткое замыкание, сульфатирование, высыхание, расслоение кислоты и поверхностный заряд.

Свинцово-кислотный аккумулятор проходит три этапа жизни: форматирование, пик и снижение (рис. 1). На этапе форматирования пластины находятся в подобном губке состоянии, окруженном жидким электролитом. Упражнение пластин позволяет абсорбировать электролит так же, как сжимать и высвобождать затвердевшую губку.По мере активации электродов емкость постепенно увеличивается.

Рис. 1: Срок службы батареи.

Три фазы батареи — это форматирование, пик и спад.

Предоставлено Cadex


Форматирование наиболее важно для батарей глубокого разряда. Для достижения максимальной производительности им требуется 20–50 полных циклов, и это позволяет использовать в полевых условиях.Производители рекомендуют бережно относиться к аккумулятору во время обкатки. Стартерные батареи менее критичны и не нуждаются в заправке. Полная мощность запуска доступна с самого начала, хотя CCA немного повысится с форматированием в начале использования. (См. Также BU-701: Как заправить батареи.)

Батарея глубокого цикла обеспечивает 100–200 циклов до начала постепенного разряда. Замена должна производиться при падении емкости до 70 или 80 процентов. Некоторые приложения допускают более низкие пороговые значения мощности, но время выхода на пенсию никогда не должно опускаться ниже 50 процентов, так как старение может ускориться после выхода из пика.

Чтобы свинцово-кислотный аккумулятор оставался в хорошем состоянии, нанесите полностью насыщенный заряд продолжительностью от 14 до 16 часов. Если цикл зарядки не позволяет этого, полностью заряжайте аккумулятор раз в несколько недель. По возможности работайте при умеренной температуре и избегайте глубоких разрядов; заряжайте как можно чаще. (См. BU-403: Зарядка свинцово-кислотной батареи.)

Основная причина относительно короткого срока службы свинцово-кислотной батареи — это истощение активного материала. Согласно исследованию BCI Failure Modes Study за 2010 год, поломка, связанная с пластиной / сеткой, увеличилась с 30 процентов 5 лет назад до 39 процентов сегодня.В отчете не приводятся причины большего износа, кроме предположения, что более высокие требования к стартерной батарее в современных автомобилях вызывают дополнительную нагрузку. Каждые 5 лет организация проводит исследование для определения видов отказов аккумуляторов, снятых с эксплуатации. (BCI означает Международный совет батарей.)

В то время как истощение активного материала хорошо изучено и может быть рассчитано, свинцово-кислотная батарея страдает от других недугов задолго до того, как износ пластины и сетки прозвучит похоронным звоном.Эти условия находятся в следующих разделах: коррозия, осыпание и внутреннее короткое замыкание, сульфатирование и способы его предотвращения, а также потеря воды, расслоение кислоты и поверхностный заряд. Большинство из них можно уменьшить путем правильного обращения.

Резюме

Как специалист по уходу за батареями, у вас есть выбор, как продлить срок службы батареи. Каждая аккумуляторная система имеет уникальные потребности в отношении зарядки, глубины разряда и нагрузки, которые необходимо соблюдать. Следующие документы резюмируют, что нравится и что не нравится батареям.

BU-415: Как заряжать и когда заряжать?
BU-706: сводка правил, которые можно и нельзя
BU-806a: Как нагрев и нагрузка влияют на срок службы батареи

Последнее обновление 06.02.2019

*** Пожалуйста, прочтите комментарии ***

Comme

.

Можно ли восстановить батареи? — Батарейный университет

Узнайте об элементах малой емкости, согласовании ячеек, балансировке, закороченных элементах и ​​потере электролита.

Пользователи аккумуляторов и предприниматели часто спрашивают: «Можно ли восстановить аккумуляторы?» Ответ: «Это зависит от обстоятельств». Выход из строя аккумулятора не всегда означает конец срока его службы. Вместо того, чтобы выбрасывать пачку, изобретательные предприниматели открывают для себя бизнес-модели, позволяющие вернуть устаревшим батареям вторую жизнь. Учитывая растущее количество выбрасываемых батарей, такие возможности для бизнеса могут только расти.

Три основных дефекта батареи: низкая емкость, высокое внутреннее сопротивление и повышенный саморазряд. Уменьшение емкости происходит естественным образом со временем; увеличение сопротивления — обычное дело для никелевых батарей; а повышенный саморазряд отражает возможные нагрузки в полевых условиях. Потерю емкости часто можно обратить вспять с помощью NiCd и NiMH; свинцово-кислотная с сульфатом иногда также может быть улучшена. (См. BU-901: Основы тестирования батарей.)

К дефектам батареи относятся низкая емкость, высокое внутреннее сопротивление и повышенный саморазряд.Уменьшение емкости происходит естественным образом со временем; увеличение сопротивления — обычное дело для никелевых батарей; а повышенный саморазряд отражает стресс. Потеря емкости может быть отменена на никелевых батареях с помощью памяти; некоторое количество свинцовой кислоты при сульфатировании также может быть улучшено.

Батареи можно разделить на переносные, колесные, стартерные и стационарные. Не все аккумуляторы заслуживают обслуживания, но среди хлама есть драгоценности. Чтобы получить прибыль, потребуются некоторые базовые знания о батареях, такие как знакомство с химическим составом и понимание напряжения, Ач, методов заряда и C-rate.Прежде всего, вы должны уметь определять, к чему прикоснуться, а что передать. Знание предыдущего срока службы и того, как определяется окончание срока службы батареи, будет играть большую роль в том, насколько хорошо эти выброшенные батареи могут быть повторно использованы.

Портативные аккумуляторы

Продавцы в магазине заменяют батареи мобильного телефона при малейшей жалобе покупателя, не проверяя комплект. Установка новой батареи удовлетворяет покупателя, но часто это не решает предполагаемую проблему короткого времени работы, и покупатель может вернуться.Также есть батареи, которые переходят в спящий режим из-за чрезмерной разрядки. Эти, казалось бы, мертвые литий-ионные аккумуляторы нельзя перезарядить с помощью обычного зарядного устройства, но есть способ вернуть их к жизни. (См. BU-808a, «Как разбудить литий-ионный сон»)

Многие батареи мобильных телефонов выбрасываются. Они заполняют большие ящики под прилавками обслуживания, и деваться некуда. Между тем, поставщики услуг обнаружили, что девять из десяти замененных пакетов исправны и могут быть восстановлены. Согласно недавнему исследованию, стоимость необоснованной замены батарей только в США составляет более 650 миллионов долларов в год.

Гениальные предприниматели обнаружили возможность рециркуляции этих брошенных батарей. В США, Великобритании и Израиле возникли сервисные центры, которые закупают излишки батарей тоннами и проверяют их с помощью анализаторов батарей, способных выполнять быстрое тестирование. (См. BU-907: Тестирование батарей на основе лития.) Некоторые сервисные центры обслуживают до 400 000 батарей в месяц, а отремонтированные блоки перераспределяются в магазины как B-класса. Исследования показывают, что эти батареи класса B работают так же хорошо, как и новый аккумулятор, поскольку нет данных о разнице в частоте отказов.

Не все смартфоны допускают замену батареи, но это не исключает необходимости их тестирования. Невозможность заменить батареи повлияла на бизнес-модель, поскольку количество доступных пакетов для тестирования и рециркуляции уменьшается.

Здравоохранение — крупный пользователь портативных батарей. При отсутствии обслуживания батареи производители устройств рекомендуют заменять батареи в соответствии с датой. Это помогает менять инвентарь, но добавляет ненужное ограничение по времени, поскольку износ батареи в основном объясняется использованием, а не временем простоя.Сильно использованный аккумулятор может выйти из строя в течение отведенного срока для отметки даты, и чтобы компенсировать этот случай, производители устройств предписывают жесткую политику замены в течение 2–3 лет. Производство к месту назначения может вызвать задержки, а срок службы батареи может быть 1 год, когда она будет введена в эксплуатацию.

Аккумуляторы улучшились и живут дольше; у них также есть

.Свинцово-кислотная батарея

Gel — Battery University

Узнайте об уникальных преимуществах свинцово-кислотных аккумуляторов

Свинцово-кислотные аккумуляторы, разработанные в 1950-х годах компанией Sonnenschein (Германия), стали популярными в 1970-х годах. Смешивание серной кислоты с кремнеземистым агентом превращает жидкий электролит в полутвердую пасту, что делает гель не требующим ухода. AGM, появившийся в начале 1980-х годов, предлагает аналогичные характеристики геля, но каждая система предлагает немного разные характеристики для удовлетворения уникальных потребностей рынка.Гелевые батареи обычно используются в ИБП, больших и малых, в то время как AGM завоевала рынок со стартерами и приложениями с глубоким циклом. Гелевые и AGM-аккумуляторы являются частью семейства свинцово-кислотных (VRLA), регулируемых клапанами, что делает традиционные свинцово-кислотные аккумуляторы необслуживаемыми.

Системы накопления энергии (ESS), развернутые для регулирования частоты и буферизации энергии, используют литий-ионные батареи. В отличие от свинцово-кислотной, литий-ионный аккумулятор может быстро заряжаться при наличии избыточной энергии. В то время как ИБП обычно находится в состоянии полной зарядки и разряжается лишь изредка, литий-ионные аккумуляторы в ESS могут работать при среднем уровне заряда от 40 до 60 процентов, не вызывая сульфатирования.ИБП для резервных приложений по-прежнему обслуживаются свинцово-кислотными батареями из-за экономической стоимости, прочности и превосходной безопасности. Литий-ионные батареи проникают в приложения, требующие циклической работы, обеспечивая лучшую цену за цикл.

Гелевый аккумулятор обычно служит дольше, чем AGM; улучшенная теплопередача наружу — одна из причин. (Гелевый сепаратор отводит тепло, тогда как впитывающий стеклянный мат AGM действует как изолятор.) Еще одним преимуществом геля является куполообразная кривая характеристик, которая позволяет батарее оставаться в диапазоне высоких характеристик в течение большей части ее срока службы до того, как она быстро упадет. ближе к концу жизни; Для сравнения, AGM постепенно затухает.

Гель известен хорошими характеристиками при высоких температурах окружающей среды, менее склонен к сульфатированию, чем другие системы, но для него требуется правильное напряжение заряда и подзарядки. Для сравнения, AGM лучше при низких температурах с лучшей подачей тока из-за низкого внутреннего сопротивления. Считается, что количество циклов в геле больше, чем в AGM, и секрет заключается в удерживании большего количества кислоты из-за его конструкции. Из-за более высокого внутреннего сопротивления гелевые батареи не используются для сильноточных устройств.

Один из секретов создания хорошей гелевой батареи заключается в конструкции клапана. В небольших и экономичных гелевых батареях используется клапан, состоящий из EPDM-резины (EPDM — этилен-пропилендиеновый мономер). В высококачественных больших гелевых батареях для использования при высоких и низких температурах используется более продуманная конструкция клапана для улучшения удержания влаги.

С точки зрения пригодности и стоимости затопленная свинцово-кислотная смесь наиболее долговечна при использовании в режиме ожидания, но также является самой дорогой и требует обслуживания путем добавления воды.Гель дешевле, чем заливной, и является предпочтительным аккумулятором для ИБП в коммуникациях. AGM имеет меньшую стоимость, а также превосходит гель по нагрузочной способности. Обе системы имеют многообещающее будущее и будут продолжать служить для резервных приложений, требующих ограниченного глубокого цикла. В таблице 1 показаны преимущества и недостатки гелевой батареи по сравнению с другими свинцово-кислотными системами.

Преимущества Бесплатная поддержка; можно установить сбоку; низкий саморазряд
Долговечный благодаря способности передавать тепло наружу
Производительность остается высокой до конца срока службы, затем быстро падает
Производит воду путем соединения кислорода и водорода
Безопасная работа и прощение при злоупотреблении; меньшее высыхание, чем у AGM
Большое количество циклов, устойчивость к неправильному обращению и нагреванию
Доступен большой выбор размеров батарей
Ограничения Стоимость изготовления выше, чем у AGM
Чувствителен к перезарядке (гель более устойчив, чем AGM)
Умеренная удельная энергия и ток нагрузки
Возможны выбросы газов.Требуется вентиляция
Хранить в заряженном состоянии (менее критично, чем залитый)

Ta

.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о
2019 © Все права защищены.